Ваше сообщение успешно отправлено!

Это нужно видеть: новый фильм Ксавье Долана

Попробуй больное одиночество на вкус

Новая работа Ксавье Долана «Смерть и жизнь Джона Ф. Донована» – одна из лучших, что я видела в кинотеатрах в этом году, несмотря на всю банальщину его содержания. Фильм был представлен еще в сентябре 2018 года на международном кинофестивале в Торонто, но к нам он добрался только сейчас. Долан за это время успел снять еще один фильм, «Маттиас и Максим», и презентовать его в Каннах.

С момента первого режиссерского успеха прошло уже 10 лет, тогда на Каннском кинофестивале он дебютировал с фильмом «Я убил свою маму». За это время 20-летний молодой режиссер подрос, и на экране мы видим более отточенную, фактурную и многослойную картинку. Флер от горячей юности еще ощущается, но видно, что фильмы растут вместе со своим автором.

Фильм-драма разделен на две линии: первая – про телевизионную звезду Джона Ф. Донована и его жизнь, а вторая – про мальчика Руперта Тернера, безумного поклонника, с которым актер вел переписку много лет. Уже будучи взрослым (и тоже) актером, Руперт рассказывает свою историю общения с Джоном случайно попавшей под раздачу скептической журналистке. В фильме нет пошлости в общении взрослого человека и маленького ребенка, но здесь про жизнь обоих, отчасти измененную из-за их общения.

Существование трагично, и люди готовы разодрать своего кумира при любой представившейся возможности. И когда скрываемая личная жизнь просачивается наружу – тебе несдобровать. Приватность – слишком большая роскошь, а одиночество – основной лейтмотив, связывающий двух главных героев. Так, Джон постоянно ночевал в отелях, настоящих символах одиночества. От него не убежать и не спрятаться за славой, деньгами или близкими. Оно внутри, и выгнать его непросто, особенно когда от тебя отворачиваются все: менеджер, студия или твой друг. Долан не забыл про свои классические темы, кочующие от одного проекта к другому, – отношения сына с мамой и гомосексуальность персонажей.

Фильм был англоязычным дебютом Долана с заменой актеров, вырезанием сцен и вообще очень долгим постпродакшном. На этот раз актерский состав вызывает восторг: Натали Портман, Кит Харингтон, Кэти Бейтс, Сьюзан Сарандон, Тэнди Ньютон и потрясающий Джейкоб Трамбле. Второй любимый молодой актер в моем списке после Тимоти Шаламе.

Вышло так, что сначала я посмотрела фильм, а потом уже трейлер, и, о чудо, что все произошло именно в таком порядке. Они как будто про разное. Во втором были вырезанные сцены, непонятная музыка и какая-то мыльная история.

Да, фильм не вырывает из нашей души что-то новое, а давит на уже знакомые болевые точки. Но нужно ли плеваться от фильма из-за того, что там умело собраны разные клише? На вкус достаточно приятно, хоть и очень знакомо. На самом деле, так делают многие режиссеры, перенимая те или иные сцены с приемами у своих кумиров. При просмотре никто не выбегал из зала (как, например, на Ларсе фон Триере или Даррене Аронофски), а другие не сходили с ума от восторга (только если тихо в себе).

Однако к безумному плейлисту фильма с уверенностью могу придраться. Ксавье будто просто вставил в картину свои любимые треки из Spotify, причем по отдельности они все шикарно слушабельные. От Adele c «Rolling in the deep» через канадский синтипоп группы TR/ST и до финальной «Bitter sweet symphony» в исполнении культовых The Verve.

Если вы зритель без эмоциональной тупости внутри, то вас накроет. Вечные проблемы человечества можно с легкостью примерить на себя. Шаблонность как раз вызывает сильные эмоции, засасывающие тебя в экранный мир. От фильма к фильму режиссер кричит о том, что хочет быть понятым и принятым. Знакомо? Тогда все взоры на взрослеющего прямо перед нами Ксавье Долана. В кино с 15 августа. 

Один вопрос остался без ответа: почему героя Кита Харингтона зовут Джон – так же, как в «Игре престолов»? Из всего разнообразия имен в мире почему нужно было выбрать именно его?


Что еще посмотреть у маэстро?

«Я убил свою маму»

«Это всего лишь конец света»

«Мамочка»

«Воображаемая любовь»

«И все же Лоранс»

 

 

Автор, которому интересно если не все, то многое.