В этом году кинофестиваль на «Стрелке» пройдет в четвертый раз, и можно быть уверенным, что аплодировать придется много. Это событие, которое действительно ждешь каждое лето. У него есть свой вкус, запах, дух, атмосфера и аудитория. Нет нафталинового флера, безвкусной красной ковровой дорожки и неоднозначных гостей, как на других московских фестивалях. Наоборот, он современный, жгучий, эмоциональный и порой безбашенный, но такой родной.
Богатство и безупречность отобранных картин завораживает и цепляет, сразу хочется скупить билеты на все показы. Strelka Film Festival by Okko стал тоталитарной доминантой в жанровом и фестивальном кино в Москве, поэтому быть нужно обязательно. Галарина Долговых, продюсер кинофестиваля, ответила нам на интересующие многих вопросы.
Как и когда вы поняли, что такой фестиваль необходим?
Для меня Институт «Стрелка» – это место силы, где встречаются идеи и люди, формируя тренды в культурных и городских процессах. В публичной программе «Стрелки» всегда присутствовали кинопоказы, но они не соответствовали в полной мере запросам нашей аудитории и миссии Института. А кинофестиваль – это своя актуальная тема, свой сформулированный взгляд на современный мир кино.
Четыре года назад вместе с Васей Зорким (прим. ред — на тот момент креативным продюсером Института) и нашим близким приятелем и гениальным кинокритиком Стасом Тыркиным мы придумали Strelka Film Festival. В программе фестиваля мы соединяем два типа фильмов. С одной стороны, из огромного потока всего, что показывают в кинотеатрах, мы отмечаем действительно важное и делаем российские премьеры лучших картин в сезоне. А с другой стороны, мы показываем фильмы, не купленные для проката в России, но отмеченные на международных фестивалях класса А, что позволяет нам приблизить московского зрителя к актуальному мировому контексту. Именно такая компактная, емкая (всего 10 показов), но очень точная селекция контента и нужна московскому зрителю.
Что было самым сложным в реализации проекта первый раз в 2016 году?
В первый год было очень сложно найти партнера, потому что фактически мы предлагали поддержать проект, который существовал только на бумаге: в виде презентаций наших идей, подкрепленный моей со Стасом репутацией. У нас самих было предчувствие, но не было полной уверенности в таком успехе, который в итоге нас ожидал. Но нам удалось найти партнера, который поверил в проект, и благодаря ему фестиваль состоялся впервые в 2016 году. Это очень ответственный поступок бренда, требующий решимости и смелости поддержать инициативу. Мы этому бренду очень благодарны.
За четыре года фестиваль расширился по всем фронтам, в том числе по количеству партнеров. В этом году официальным партнером Strelka Film Festival выступит онлайн-кинотеатр Okko, автомобильным партнером – компания Toyota, а партнером дискуссионной программы – школа кино и телевидения «Индустрия». С самого основания фестиваля мы работаем с компанией «Кинопроект» – техническим партнером кинофестиваля, который отвечает за качество проекции на всех наших показах.
Как происходит отбор фильмов в программу кинофестиваля?
Стас Тыркин – программный директор Strelka Film Festival by Okko, кинокритик, член отборочной комиссии ММКФ, программный директор фестиваля «Движение», куратор кинонаправления «Гоголь-центра» проделывает огромную работу. В течение года он посещает все главные кинофестивали в мире, отсматривает более сотни фильмов. В лонг-лист в начале работы над фестивалем попадает примерно 50 картин. После формирования лонг-листа начинается серьезная работа по переговорам с правообладателями, согласованию показов, конкуренция с другими фестивалями Европы. В этих переговорах большое значение имеют репутация, опыт и наработанные личные связи в киноиндустрии. Фестивали проводятся на разных площадках, многие из них на 200-300 мест. И ощущение аншлага и востребованности картины возникает, если эти места заполнены. Наш зал вмещает более 800 гостей и является лакмусовой бумажкой успеха. Нам удается иметь аншлаги все 10 дней фестиваля благодаря качеству программы.
Зачастую места всем желающим не хватает. Планирует ли фестиваль выходить за пределы «Стрелки» на бо̕льшую площадку?
Изначально фестиваль мы придумывали под «Стрелку». У любого места есть своя сила и специфика. Поэтому мы пока расширяемся в пределах Института. Например, в этом году мы показали российские премьеры двух важнейших картин сезона в преддверии основной программы фестиваля – победителя каннского фестиваля «Паразиты» Пон Чжун Хои и новый фильм «Мертвые не умирают» Джима Джармуша.
А чтобы всем, кто действительно желает, хватило места, мы максимально аккуратно решаем вопрос с ценообразованием. Определяя стоимость билета, приходится постоянно лавировать между двух крайностей: или билеты раскупят за сутки, и будут недовольные среди тех, кто не успел купить билет, или же, наоборот, мы получим негативный фидбэк из-за высокой стоимости билета. Цены на разные показы отличаются. Есть картины, на которые будет более высокий спрос среди киноманов и студентов специальных вузов, – на них цены ниже. Есть показы, на которые даже звездные гости покупают билеты заранее, потому что очень стремятся на них попасть, и, следуя законам рынка, цены билетов на эти показы выше. В этом смысле мы очень гибкие и гонимся не за сборами, а за правильной для каждого фильма аудиторией.
За эти годы какие фильмы вы бы выделили для себя?
Как продюсер больше всего горжусь тем, что мы заслужили внимание и доверие крупных киностудий. У нас прошли российские премьеры «Малыша на драйве» Эдгара Райта (Sony Pictures), «Мертвые не умирают» Джима Джармуша (Universal). Вместе с Universal мы также открываем фестиваль этого года новым фильмом Дэнни Бойла «Yesterday».
Еще я очень горжусь нашим сотрудничеством с компанией СТВ. Каждый год одна картина их производства обязательно участвует в фестивале. Успех московской премьеры «Аритмии» на «Стрелке» – результат нашего с ними сотрудничества.
Если говорить о моих личных предпочтениях, то я навсегда запомню московскую премьеру фильм Павла Павликовски «Холодная война», который позже получил три номинации на «Оскар» (лучший фильм на иностранном языке, лучшая режиссура и лучшая операторская работа). Наши успехи говорят о том, что для большинства прокатчиков премьера на нашем фестивале означает начало успешного проката в России.
Что в программе?
С 19 по 28 июля покажут 10 фильмов, начиная с Дэнни Бойла и заканчивая Ксавье Доланом. Картины успели пофестивалить на таких мероприятиях, как нью-йоркский кинофестиваль “Трайбека”, Каннский кинофестиваль, “Сандэнс”, “Кинотавр” и кинофестиваль в Торонто.