Ваше сообщение успешно отправлено!

Константин Мельников – человек-мировая легенда

Не имевший последователей, ни на кого не похожий.

В советской истории архитектуры и искусства встречались гении, опередившие своё время. Именно таким был Константин Мельников – уникальный зодчий, не похожий ни на одного творившего до него и не имевшего последователей.

Мельников как архитектор – ровесник Революции (окончил учебу в 1917 году). Он считал, что только в молодой России возможны пробы и эксперименты в архитектуре! Его жизненный путь, его творчество, каждая его постройка – яркое тому подтверждение.

Образование

Константин Мельников родился в обычной семье крестьянина, и, если бы не череда случайных встреч, вряд ли мир знал его имя сегодня. В 1903 году 13-летнего мальчика взял на обучение известный инженер В.Чаплин, а познакомила юного Костю с ним обыкновенная молочница, приносившая Чаплиным молоко! Позднее Мельников всегда возмущался, если кто-то видел корысть в действиях Чаплина: зодчий писал, что в России были и есть люди, способные к безрассудными порывам во имя красоты!

Затем Мельников учился 12 лет в Училище живописи, ваяния и зодчества, окончив два отделения – живописное и архитектурное.

Становление архитектора

Революция дала Мельникову не только стимул к новым творческим поискам, но и новое пространство деятельности, новые задачи, даже новые типы зданий, ведь раньше не было ни домов коммун, ни фабрик кухонь, ни даже гаражей.

Первый свой собственный проект в новом стиле Мельников сделал в 1922 году на конкурс показательных домов для рабочих в Москве – это был первый в молодой республике проект дома-коммуны «Атом».

Признание

В 1923 году его первый построенный павильон «Махорка» на выставке в Москве перевернул все предыдущие представления об архитектуре.

Триумфом Мельникова стал павильон СССР на Парижской выставке в 1925 году, который резко контрастировал с павильонами других стран-участниц, ведь зодчий отказался от копирования «архитектуры дворца». Павильон Мельникова взял гран-при!

Постройки

На фото представлены некоторые из построек архитектора в Москве. Обратите внимание, что ни одно здание не повторяется, их формы и размеры отличаются друг от друга. Мельников никогда никого не копировал, даже себя, и терпеть не мог, когда другие архитекторы применяли идеи Мельникова в своих проектах.

   Клуб обувной фабрики «Буревестник», построен в 1929–1932 гг., 3-я Рыбинская, 17, сегодня в здании находятся офисы.

   Контора первого в России автомобильного завода АМО, основанного в 1916 году Рябушинскими, спроектирована Мельниковым на преддипломной практике в 1916 году, впоследствии АМО был национализирован и переименован в ЗИЛ. Адрес : ул.Автозаводская, 23. Сегодня в здании располагается Музей хоккейной славы, и по билету можно попасть внутрь.

   Бахметьевский автобусный парк, построенный в 1926–1928 гг., ул. Образцова,19а. Сегодня в здании находится Еврейский музей и центр толерантности, билеты продаются внутри.

   Клуб Русакова Союза Коммунальников (именно так он первоначально назывался), был построен в 1927-1929 гг. Адрес: Стромынка, 6. Сегодня в здании находится театр Романа Виктюка.

   Клуб Дорхимзавода имени Фрунзе, построен в 1929 году. Адрес: Бережковская набережная, 28. В здании находится магазин или галерея по продаже тканей.

   Новосухаревский рынок, выстроен в 1924–1926 гг., Большой Сухаревский пер., 9.

   Клуб Союза химиков «Свобода», 1927-1931, улица Вятская, 41. Сейчас здание закрыто, а в детстве я туда пару раз ходила в какой-то кружок.

   Гараж интуриста, 1934–1936 гг., Сущевский вал, 33.

   Гараж Госплана, 1936 г., Авиамоторная улица, дом 63.

Дом Мельникова

Особое внимание хочется уделить собственному дому Мельникова. Это самый необычный дом в Москве: он круглый, а окна шестиугольные!

Дом Мельникова находится по адресу: Кривоарбатский переулок, д. 10. Сегодня здесь располагается музей, внутрь можно попасть с экскурсией (записываться на сайте).

Константин Мельников – человек-мировая легенда! Юнеско объявил 1990-й годом Мельникова. Его творения вошли в архитектурные энциклопедии мира как величайшие достижения 20-го века, а в своем доме зодчий воплотил все свои наработки и идеи.

Дом Мельникова далёк от архитектурных канонов. Хотя он и считал себя человеком своего времени, но признавался, что на него не повлияли другие архитектурные течения, а лишь само время. Мельникова не устраивал конструктивизм, он искал другой стиль. Со слов сына архитектора – Виктора, Константин Мельников вообще не любил, когда его причисляли к конструктивистам и тем более к авангардистам. Такой необычный человек создал совершенно уникальный дом.

Мельников экспериментировал с формами, а их многообразие вы видите на фото.

Собственный дом он сделал круглым. Это оказалось еще и экономно, ведь при равной площади периметр круга меньше периметра квадрата (экономия материала на стены примерно 17%!). Почему наши дома не круглые?

Архитектор разработал уникальную кирпичную кладку для каркаса дома, похожую на соты, благодаря чему была достигнута высокая прочность стен (говорят, идею он позаимствовал у знаменитого русского инженера Владимира Шухова). Ненужные проемы закладывались битым кирпичом и мусором.

В доме целый этаж отведен под мастерскую Мельникова, самую светлую комнату в доме. Все шестиугольные окна открыты (тогда как на других этажах часть окон заложена).

Быть гением – тяжкий труд

С 1937 года Мельников перестал получать заказы, его стиль не вписывался в новые реалии соцреализма. Семья Мельникова стала жить бедно, и гениальному архитектору приходилось даже зарабатывать на жизнь кладкой печей и каминов, но от своих архитектурных принципов зодчий не отошел до самой смерти.

Фото: Елена Крижевская
Заглавное фото:  b1.m24.ru

Экономист по образованию, имеет степень кандидата экономических наук. История развития архитектурного ансамбля столицы и занятие фотографией являются любимыми увлечениями. «Своими фотографиями я признаюсь Москве в любви!»,− рассказывает Елена. В 2016 году Елена Крижевская выпустила книгу «Москва моими глазами. Прогулки по городу».


  • Аноним

    Прекрасная экскурсия получилась, Благодарствую

Комментарии для сайта Cackle

Еще статьи этого автора

Дизайн
Камины Федора Шехтеля
Шехтель продумывал в интерьерах каждую деталь – вплоть до дверной ручки или рисунка паркета.
Образ жизни
Особняк Третьякова, архитектор Александр Каминский
Выполнен зодчим в русско-византийском стиле – в том же, что и стоящий рядом Храм
Дизайн
Театр
Театр «Модерн». Фотоэкскурсия по интерьерам
В театр можно ходить не только ради спектаклей, но и полюбоваться на архитектуру и
Дизайн
Театр
Шикарные интерьеры Большого театра
Несмотря на ремонты и перестройки, Большой театр в целом сумел сохранить свой исторический облик.