Совсем недавно в здании Третьяковской галереи на Крымском валу между вторым и третьим этажом появился гигантский стол, накрытый к обеду, под которым запросто может поместиться полсотни человек.
![](https://porusski.me/wp-content/uploads/2018/11/photo_2018-11-07_23-22-42.jpg)
Инсталляция. Объекты, графика, видео, аудио. 2018
Экраны на стене открывают окно в мастерскую создательницы, но с точки зрения ребенка, забравшегося под стол и с интересом наблюдающего за чьими-то ногами и периодически появляющимся в поле зрения котом. В качестве музыкального сопровождения идет запись шума улиц, электричек, поездов, домашнего праздника. Этот стол как будто путешествует вместе с находящимся под ним человеком, и вот ты едешь в плацкарте или идешь по улице с мороженым. Не являясь частью ни одной из представленных в галерее выставок, он дополняет все сразу.
![](https://porusski.me/wp-content/uploads/2018/11/photo_2018-11-07_23-23-10.jpg)
Фрагмент инсталляции. Керамика, стекло, дерево, алюминий, смешанная техника. 2018
Художница Александра Галкина проводит параллель между тем, как взрослый решает за ребенка, что позволено и запрещено, и тем, как культура решает за творца, что есть искусство и чему быть выставленным в музее, а чему – нет.
«Величина и величие – это разные вещи, – Говорит Александра. – Все, что попадает в музей, сразу возвеличивается одним фактом нахождения здесь, а в моем случае это ирония. Возвеличивание превращается в буквальное увеличение. Это не великий стол, он просто большой».
И, стоя под этим большим столом, она смотрит глазами маленькой девочки на свою уже взрослую жизнь.
![](https://porusski.me/wp-content/uploads/2018/11/photo_2018-11-07_23-23-13.jpg)
Фрагмент инсталляции. Графика, коллаж, линогравюра на обоях. 2018
![](https://porusski.me/wp-content/uploads/2018/11/photo_2018-11-07_23-23-17.jpg)
Александра Галкина и “Фамильный нос”. Фрагмент инсталляции. Объект, керамика. 2018
Здесь уместились линогравюры на советских обоях, гипсовый фамильный нос размером с бойцовую собаку, серии автопортретов, написанных не с помощью зеркала, а прямиком из внутреннего самоощущения. Своими работами Александра на некоторое время переносит взрослых на место ребенка. Находясь под столом, ты начинаешь смотреть на все с другого ракурса. Вот портрет прабабушки, которую она никогда не видела. Но прабабушка есть, потому что в семейном альбоме есть ее фотография, и воображение дорисовывает все остальное – так мыслит ребенок, и так получается первая линогравюра.
![](https://porusski.me/wp-content/uploads/2018/11/photo_2018-11-07_23-22-57.jpg)
Фрагмент инсталляции. Керамика, стекло, дерево, алюминий, обои, смешанная техника. 2018
![](https://porusski.me/wp-content/uploads/2018/11/photo_2018-11-07_23-23-04.jpg)
Фрагмент инсталляции. Керамика, стекло, дерево, алюминий, обои, смешанная техника. 2018
Те, кто не поленился подняться на балкон, могут рассмотреть огромные керамические тарелки весом пятьдесят килограммов каждая, с нарисованным на дне рыбным супом, и супницу объемом несколько сотен литров из папье-маше. Они символизируют детский игровой набор, но своей массой напоминают, что у любой игрушки куда больший смысл, чем кажется на первый взгляд.
![](https://porusski.me/wp-content/uploads/2018/11/photo_2018-11-07_23-22-45.jpg)
Фрагмент инсталляции. Керамика, стекло, дерево, алюминий, обои, смешанная техника. 2018
Пока посетители внизу изучают другие элементы экспозиции, с балкона открывается сюрреалистичный вид на гуляющих под предметом мебели серьезных, взрослых людей. И ложка из нержавейки размером с человеческую ногу заставляет думать не о великанах и лилипутах, а о масштабах мышления и разности точек зрения. Александра умудрилась придать пространству размером в 33 квадратных метра сразу десять тысяч смыслов, и у каждого есть возможность добавить к ним свой.
Фотографии: Наташа Польская
Вера Земцова
Дипломированный инструктор по йоге, недипломированный историк, путешественница со стажем. Пишет книги и пьет кофе в разных часовых поясах.