Москва, как и страна в целом, меняется, и парк “Зарядье” – символ этих изменений. Противоречивых, не всегда понятных и гармоничных.
Мы побывали в Государственном музее архитектуры имени А. В. Щусева на открытии выставки современных художников, посвященной парку «Зарядье», – «Портал Зарядье». «Портал Зарядье» – путь в мир раздумий о прошлом и будущем поколений, о себе как части системы. Эта выставка – первое переосмысление «Зарядья» на художественном и философском уровне.
«Зарядье» был некогда городом в городе. Уже и не загуглишь его с первого раза, а ведь меньше века прошло с тех пор, когда здесь живописно «трущобились» кривенькие домишки. С 1930 годов начинается их постепенный снос, приходит сталинский генплан – хотят возвести высотку. Потом Сталин уходит, строят гостиницу «Россия», в 2006 году её разбирают, мол, обветшала сильно, туристы потрепали, видимо, здорово. И 10(!) лет мы терпели свалку, пустырь и забор, и к 2017 году дождались. Проект парка претерпел много споров при задумке и подвергся жесточайшей критике в конечном итоге. «Селфи-точка», «Портал в ад», «Еще один вариант Манежки» – чего только не говорили о нём. Но постепенно пришло смирение, публика подуспокоилась и стала анализировать.
Художники всегда реагируют на изменения – это некая журналистика в искусстве: об актуальном, о наболевшем; обязательно сходить на выставку современного искусства, чтобы почувствовать общество. Работы современных художников, собранные кураторами выставки Михалом Муравски и Дарьей Кравчук, создают портал между «зарядьелогическими» исследованиями и искусством в русле «этнографического концептуализма».
«Зарядьеология» – совместный исследовательский проект антрополога архитектуры Михала Муравски и группы студентов и сотрудников Высшей школы урбанистики имени А.А. Высоковского.
Работа «Новый флаг Зарядья» продолжает серию Антона Забродина «Новые флаги», в которой автор изучает возможности выхода фотографии за пределы плоскости и способности существовать в ином качестве. Ковровая дорожка превращается в узнаваемый предмет.
В контексте интерьеров флигеля «Руина» музея архитектуры выставка получила дополнительное театральное прочтение. Каждый экспонат видится актером, вышедшем на сцену.
Документальный фильм «По другую сторону стены»
Егор Исаев, режиссер, преподаватель Департамента медиа НИУ ВШЭ:
«В поисках идеи фильма для задания в киношколе мы бродили вечером по городу, парк недавно открылся (ноябрь 2017 года), и около него мы встретили большую команду электриков-инженеров. У одного из них был день рождения и они жарили там шашлыки на мангале… Основная идея фильма: как понимают «рабочие» свою роль в создании парка, понимают ли они тот парк, который строят, задумываются ли о том, как посетители будут его оценивать, задают ли вопрос «для чего и для кого я работаю?».
***
Скоро отхлынут зеваки, не останется уже москвича, который не побывал там, «над рекой», и парк станет частью городского пространства, интегрируется в него, впишется в плоскость города. И то «Зарядье», которое открылось для нас осенью 2017, сейчас еще чужеродное, странное, фантасмагорическое, скоро «обрусеет» и порастет мхами уже с московских улиц, который занесём на своих подошвах мы.