Дом-яйцо строили с замыслом «чтобы ни у кого такого не было». Это второй необычный частный дом в Москве. Но если особняк Мельникова – архитектурный шедевр, то «Яйцо» стало символом архитектурного китча. Дом строили полулегально. И еще 15 лет после завершения строительства его никто не хотел покупать. О нем мы бы и хотели рассказать в этой статье.
В честь Булгакова
Авторы дома – архитекторы Сергей Ткаченко (в 2014-2015-х годах был главным архитектором Калуги, имеет свою мастерскую. Среди его проектов – реконструкция Старого Гостиного двора и жилого дома «Патриарх») и Олег Дубровский (умер в 2011 году, был соавтором «Патриарха»). Проект был разработан бюро «Обледенение архитекторов», которое в то время входило в мастерскую Ткаченко. Им помог галерист Марат Гельман, который собирался построить в Вифлееме родильный дом в виде яйца. Тогда московская патриархия от замыслов отказалась. Но, видимо, задумка так понравилась, что архитекторы решили ее реализовать во что бы то ни стало.
Через пару лет его предложили построить на месте будущего жилого дома «Патриарха»: мол, где Булгаков и Патриаршие – видимо, надеялись на аллюзию с «Роковыми яйцами». Заказчик отказался. Тогда архитекторы предложили это другому девелоперу, который хотел реконструировать здание и увеличить его метраж. «Я его долго убеждал, что ему это «яйцо» совершенно необходимо. Сказал, что это будет ему памятник на всю жизнь» (из интервью Сергея Ткаченко). Инвестор до сих пор неизвестен.
Григорий Ревзин, «Коммерсантъ»:
«Иногда приходится водить иностранных архитекторов и критиков по современной московской архитектуре. Это унылый процесс – и они унывают, и тебя заражают. Не то чтобы им все так уж не нравилось – нет, у них примерно то же, если говорить о среднем уровне. Но где дерзание, где прорыв? Они его не видят и унывают».
Именно для того, чтобы избавить от скуки и «встряхнуть» искушённых туристов, Григорий Ревзин ведёт гостей знакомиться с домом в виде гигантского яйца Фаберже. Эффект не заставляет себя ждать: сон как рукой сняло, все признаки восхищения налицо: отвисшая челюсть, полное восхищение творением Сергея Ткаченко, возгласы о том, что в мире большего такого не найти!
Особняк за 360 миллионов
Дом построили на ул.Машкова. Полулегально: по документам он шел 8-этажной постройкой с подземной стоянкой и флигелем. Необходимые документы были оформлены постфактум.
Площадь дома – 342 кв.м. Внутри 5 комнат полукруглой формы. Также есть свой гараж, лифт, винтовая лестница, холл, сауна, кухня с большой столовой, терраса.
Самая верхняя круглая зала имеет неудобство: там нет коммуникаций для санузла. Зато изнутри она выглядит как зала для какого-нибудь аристократа: расписные потолки с ангелочками, лепнина, круглые окна, большая хрустальная люстра (на одном из сайтов недвижимости написано, что все это – дело рук одного из неизвестных владельцев, который решил сделать внутри ремонт). Первоначально помещение предлагали Никасу Сафронову, но художник отказался.
Экстраординарный особняк никто не решается покупать: на элитном сайте недвижимости за него просили 360 миллионов (сейчас особняка там нет – прим.авт.).
«Памятник беспределу 90-х»
Из книги Дарьи Парамоновой «Грибы, мутанты и другие: архитектура эры Лужкова», издательство StrelkaPress:
«Играть – значит быть легким, ироничным, смелым. К тому же правила игры создают сами участники, а это обязательное условие 1990-х. Все «игровые» объекты объединяет ирония – яркие цвета, гротескные формы, преувеличенные детали, сбивки масштаба, словом, любые антиархитектурные ходы. Один из них – дом «Патриарх» (1997–2002). Он демонстрирует «сверхавторство» и всемогущество архитектора, безграничность возможностей, приоритет личного, триумф индивидуального.
Но эталон этого направления – «Дом-яйцо» на улице Машкова. Его проектирование началось в 1998 году в мастерской Сергея Ткаченко при участии молодых архитекторов, членов концептуальной группы «Обледенение архитекторов». Особняк в виде яйца – состоявшаяся достопримечательность лужковской Москвы».
Далее автор перечисляет все “достоинства”данного строения:
самый важный пункт – одарить объект максимальной уникальностью, чтобы один раз взглянуть и навеки запомнить, потому как аналогов не найти!
этот особняк является вторым после дома Мельникова частным особняком в самом центре столицы;
в создании дома-яйца участвовала группа «Обледенение архитекторов», куда входили создатели параархитектуры, явившие миру довольно неоднозначные проекты;
дом демонстрирует связь с имперской Россией, о чем свидетельствует образ яйца Фаберже;
«настоящий паразит: он лепится к историческому многоквартирному дому, занимая «бесполезный» клочок земли, на котором больше ничего не может поместиться».
По мнению Даши Парамоновой, и, возможно, многие читатели согласятся с таким утверждением, дом-яйцо – ни в коем случае не символ, а лишь гиперирония, демонстрирующая вседозволенность, «бескрайние возможности лужковской Москвы и полное отсутствие эстетических критериев. Это памятник беспределу 1990-х».
«Дом-яйцо» знают москвичи, его показывают туристам. Он стал такой же визитной карточкой города, как и дом Мельникова. Кто-то его ругает, кто-то считает оригинальным. Факт остается фактом: он вписал в историю не только авторов, но и тогдашнего мэра Юрия Лужкова.