Ваше сообщение успешно отправлено!

Театральный обзор: «Ахматова. Поэма без героя», Гоголь-центр

«Ахматова. Поэма без героя» – совместный спектакль Кирилла Серебренникова и Аллы Демидовой, номинант на премию «Золотая маска-2018». Это третья постановка из цикла «Звезда», в котором пять театральных режиссеров показывают в «Гоголь-центре» жизнь и творчество знаковых русских поэтов. Пастернак, Мандельштам, Кузмин уже ожили на сцене под руководством Максима Диденко, Антона Адасинского и Владислава Наставшева. В январе 2018 года вышла завершающая часть «Маяковский. Трагедия» Филиппа Григорьяна. Объединяет спектакли, помимо общей тематики Серебряного века, единое сценическое пространство в форме звезды, созданное художником Галей Солодовниковой.

Кирилл Серебренников и Алла Демидова на равных значатся авторами спектакля. И это не просто реверанс в сторону знаменитой актрисы: сейчас её имя практически неотделимо от имени поэтессы. Алла Сергеевна – автор книги «Ахматовские зеркала», где она пытается разгадать «Поэму без героя», с интерпретацией этого и других произведений она множество раз выступала со сцен разных театров. За годы выступлений Актриса и Поэтесса буквально слились в единое целое, разделяясь и соединяясь лишь по своему желанию.

«Поэма без героя» – произведение, наравне с фамилией автора заявленное в названии спектакля. Над поэмой с несчастливой судьбой Ахматова трудилась более двадцати лет. Анна Андреевна начала писать ее накануне Великой Отечественной войны и окончательно доработала только в 1962 году. При жизни Ахматовой поэма так и не вышла целиком в печать в СССР и впервые была опубликована в нью-йоркском альманахе в 1961 году. Осмысливая в триптихе (в поэме три части: первая – «Девятьсот тринадцатый год. Петербургская повесть», вторая – «Решка», третья – эпилог, посвященный Петербургу, – прим.ред.) годы своей юности и первые литературные опыты, она одновременно вспоминает героев тех лет и предрекает будущую катастрофу – Вторую мировую войну.

Свет гаснет, начинается спектакль, и в темноте зала единственным ярким отпечатком горит неоновая надпись – Deus conservat omnia – «Бог сохраняет всё». Девиз на гербе Фонтанного дома, где поэтесса прожила около тридцати лет, надпись на больнице Склифосовского, куда ее привезли уже после смерти, фраза, предваряющая «Поэму без героя» – в конце концов, эти слова становятся эпиграфом к жизни самой Ахматовой.

Алла Демидова входит в зал не из глубины сцены, не из-за занавеса, а сквозь ту же дверь, что и зритель, как бы устанавливая знак равенства между собой и смотрящими спектакль. С первых своих слов она уводит зал в 1966 год – год, когда умерла Анна Ахматова. Быстрые, как кадры кинопленки, воспоминания сменяют друг друга: поэтесса скончалась 5 марта в санатории в Подмосковье, гроб доставили из Москвы в Ленинград только через несколько дней – место на кладбище в Комарово буквально «выбивал» Иосиф Бродский, в результате похороны и отпевание состоялись 10 марта. О том, как всю церемонию сопровождали сотрудники КГБ, какой героический поступок совершил кинорежиссёр Семен Аранович, засняв кадры похорон, превратившиеся впоследствии в документальный фильм, – всё это мы узнаём со слов Аллы Демидовой. Актриса с первых строк превращает свое появление на сцене в событие и полностью завладевает вниманием публики, оправдывая жанр моноспектакля.

«Поэма без героя» не становится единственным произведением – в спектакле звучат и другие работы поэтессы: «Реквием», некоторые стихотворения из цикла «Северные элегии». Объединяя их все в глубокое единое высказывание, Демидова, словно медиум, вызывает к жизни Ахматову, которая, не разделяя свои творения, иллюстрирует страшный XX век, отразившийся в ее творчестве.

Сопровождает спектакль мощная видеохроника, где узнаются лица Николая Гумилева, Осипа Мандельштама, Александра Блока и многих других, с кем дружила Ахматова и кого в результате погубила гигантская машина тоталитаризма – за них становится больно болью Ахматовой, которая проходит сквозь время. На фоне главных лиц века горше и ярче проступают центральные слова поэмы:

«Веселиться – так веселиться,

Только как же могло случиться,

Что одна я из них жива?»

 

С помощью волшебной арфы в спектакль врываются магические, астральные звуки, переносящие зрителей в потусторонний мир. За музыку отвечал Александр Болдачёв – молодой российский арфист, приглашенный солист Большого театра.

«Ахматова. Поэма без героя» – это объемное, синтетическое высказывание даже не двух, а трех равноправных авторов: Аллы Демидовой, Кирилла Серебренникова и Анны Ахматовой. Объединяя творения поэтессы с воспоминаниями-монологами, живыми звуками арфы, летописью времен, фотохроникой тех лет и двойниками Ахматовой, получается сильное, актуальное произведение, в котором лица давно ушедшей эпохи не просто отчётливо проступают, а высвечиваются новыми гранями в контексте здесь и сейчас.

Фото: Антон Земляной

Театральный обозреватель, арт-критик, специалист по продвижению в области культуры и искусства.


Еще статьи этого автора

Театр
Театральный обзор: “Пассажирка”, Театр оперы и балета, Екатеринбург
Звуки, пронизывающие душу, картины, от которых бросает в дрожь – опера “Пассажирка”, показанная в
Театр
Театральный обзор: “Маяковский. Трагедия”, Гоголь-центр
Спектакль “Маяковский. Трагедия” Филиппа Григорьяна завершает цикл “Звезда”, придуманный Гоголь-центром и посвященный знаковым поэтам
Театр
Время/Кашель/Смерть. «Волшебная гора», Электротеатр Станиславский
Константин Богомолов – автор, который в особом представлении не нуждается. Яркий, провокационный, спорный –
Театр
Театральный обзор: “Шекспир”, Гоголь-центр
. «Шекспир» – премьерный спектакль московского режиссера на основной сцене Гоголь-центра. Евгений Кулагин,
INSTAGRAM
Следите за нами в Instagram