Новый моноспектакль Олега Дмитриевича Зорина по Салтыкову-Щедрину идет в малом зале Театра им Ленсовета. Сценография минималистична: письменный стол, над ним – портрет автора, глядящий строго и печально. Зорин появляется на сцене с пластиковой папкой, в которой – летопись Глупова в записках архивариусов, градоначальников и некоторых горожан. От их лица он и будет говорить, время от времени обращаясь к портрету и давая слово автору.
Салтыкова-Щедрина непросто читать, но очень хорошо слушать: адаптированный текст не перегружает восприятие, а звучащая речь особенно выпукло показывает тяжеловесное изящество словесных конструкций и иронию, вплетенную в текст.
Этот эффект тем сильнее, что Олег Дмитриевич легко – штрихами – разыгрывает разнообразные партии, все более очаровывая живостью зарисовок. И только изредка, замечая дрожание руки, вспоминаешь о его преклонном возрасте и понимаешь, каких сил ему стоят эти долгие два часа. Однако его возраст и опыт дают идеальное попадание в роль – он одновременно и мудрый старец, и лукавый трикстер, и аристократ, и крестьянин, а уж о перевоплощениях и говорить нечего – как он органичен в роли пожилой дамы или женолюбивого грузинского князя!
“История города Глупова” помещает действие в контекст не столько российский, сколько общечеловеческий. Наблюдаешь за бесстрастным диктатором на балконе, любителем порядка, который отменяет прошлое, настоящее и будущее и устанавливает два праздника: весной – для приготовления к бедствиям, а также осенью – для воспоминаний о пережитых бедствиях (от обычных дней они отличаются только усиленной маршировкой), и поневоле приходят на ум не только советские правители, но и, например, вожди Северной Кореи. Что уж говорить о глупцах и сластолюбцах, которых во власти по всему миру предостаточно.
В общем, Салтыков-Щедрин везде и всегда актуален. Но особенно важен и уместен он именно для нас и именно сегодня, когда критическое мышление не в чести, когда все сильнее разгораются споры о патриотизме, когда культивируется его понимание как безусловное принятие и одобрение всего, что происходит в стране. Спектакль словами писателя напоминает нам о том, что можно одновременно и любить Родину, и видеть то, что в ней не так.
Сказка о кротике из “Испорченных детей” подытоживает бытописание одного города, который на самом деле – целая страна. При всей темноте, сырости и тесноте кротовьей норы, при всей непримечательности и порочности Глупова, при всех недостатках народа и чиновничества это все равно твой дом, и ты никуда не денешься от ноющей в сердце любви. Есть лучше, светлее, красивее, разумнее, но Родина – она одна.
Как же быть с мучительным чувством обожания сквозь тошноту, как любить свою нору? Где спасение? Весь Салтыков-Щедрин – об этом, как и весь спектакль, и финальная сцена указывает на эту простую истину немного растерянным зрителям.