Ваше сообщение успешно отправлено!

Театральный обзор: «Слепые», ПТТ. Спектакль в темноте

Всех собирают в небольшой комнате, чтобы дать последний инструктаж, прежде чем мы попадем внутрь. В программке, которую всем выдали, написано: «Доверяйте нам. Все, что происходит во время спектакля, безопасно». Но ощущение неизвестности, как вы знаете, пугает всегда, особенно то, что вы будете находиться в ограниченных условиях – в полной темноте.

Зрителей разбивают на  группы и по частям вводят в зал. В одно мгновение вы попадаете в кромешную тьму. На несколько человек – один проводник, и все идут друг за другом  «паровозиком». Мелкими шажками, боясь оступиться и не выпуская руку впереди идущего зрителя, мы продвигаемся внутрь. Под ногами ломаются ветки, и понять, где ты, сложно. Проводники аккуратно рассаживают всех по местам. В руках у нас маленький мешочек – индивидуальный набор, который нам дали при входе. Понять, что в мешочке, можно только на ощупь. Он состоит из нескольких предметов и должен дополнительно нам помочь ориентироваться в спектакле.

«Слепые» – это режиссерский дебют Наташи Горбас. Она вместе с актерами из проекта «Питерской театральной тусовки» (Анна Медкова, Дарья Потишная, Юлия Скирина, Маргарита Толстоганова, Кирилл Манаков, Николай Матвеев и Павел Михайлов) решила по-новому рассказать нам о символическом произведении Мориса Метерлинка. Спектакль обычно идет в Москве под сводами «Боярских палат СТД РФ», но лучше место каждый раз уточнять заранее.

По сюжету слепые ждут в лесу своего проводника-священника, как надежду на спасение. Среди шумящих деревьев и цветов несколько мужчин и женщин спорят, где они находятся и когда вернется их проводник. Сами идти вперед и найти дорогу они не смогут. Оставшись беззащитными в лесу, слепцы пугаются всего: звуков и запахов, которые их окружают. Неожиданно для них приходит собака из приюта, в который они хотели бы вернуться. Но вместо того чтобы показать им дорогу, она подводит их к проводнику, который все это время сидел возле одного из деревьев. И только тогда слепые понимают, что их проводник мертв, и надеяться теперь нужно только на себя.

«Слепые» – это еще один вид иммерсивного представления. Путешествуя в мир незрячих, мы испытываем новые для нас переживания. Только если раньше зрителю не давали сидеть спокойно в своём кресле, то теперь его на время лишают главного органа чувств – зрения. Но при этом и актеры, и зрители находятся в равных условиях – им так же, как и вам, предстоит находиться в темноте. На один час вы дадите отдохнуть своим глазам и сконцентрируете свое внимание на окружающих вас запахах и звуках. За это время у вас обострятся другие чувства, и вы сможете воспринимать все, что происходит вокруг вас, по-другому. Вы окажетесь в эпицентре происходящего, будете невольным свидетелем разворачивающихся событий.

За звук отвечают саунд-дизайнеры из Kotä Records: шаги, шепот и голоса будут раздаваться с разных сторон, заполняя окружающее нас пространство. И запах… Бьющий в нос запах леса, он везде и даже в ваших руках, в том наборе, который вам дали при входе. Такой синтез запахов и звуков позволяет прочувствовать происходящие и без помощи органов зрения. Все подчинено замыслу постановки. И, выходя на свет, вы будете острее реагировать на окружающий мир.

Морис Метерлинк написал свою пьесу «Слепые» прежде всего об обреченных людях, которые утратили веру. И в данном смысле слепота здесь показана не физическая, а моральная. В современном мире мы живем в бешеном ритме, не замечая то, что происходит вокруг. Привыкая считывать информацию визуально, мы настолько «замыливаем» сознание, что зачастую что-то важное проскальзывает мимо нас. И в этот момент как раз и появляется возможность остановиться и прислушаться к себе. Закрыть глаза. И по-новому все услышать и прочувствовать.

Фото: Pinterest

 

Культурный обозреватель, архитектор и театровед. Рассказывает о наиболее актуальных событиях Москвы и не только.


Еще статьи этого автора

Образ жизни
Вместо того, чтобы отдохнуть на море, люди приезжают работать!
О роли волонтёров в жизни фестиваля и почему они из года в год возвращаются
Театр
«В каждом перформансе мы будем апеллировать к какому-то древнему обряду гадания»
Художник и режиссер Этель Иошпа о театральной программе «Архстояния-2023»
Театр
5 спектаклей про отношения между мужчиной и женщиной
К чему готовиться, если вы пока не сказали «да»