Ваше сообщение успешно отправлено!

Театральный обзор: Иммерсивный спектакль-квест «В гостях. Европа»

Квартира номер 261. Рядом с дверью висит логотип фестиваля “ТЕРРИТОРИЯ”. Ошибиться сложно, нам сюда. В комнате стоит большой стол со стульями, расставленными по периметру. Вместо скатерти – белый лист, на котором нарисована большая карта континента. Чай, кофе стынут тут же. Люди непринужденно общаются. Ощущение, что ты пришел в гости на посиделки к друзьям, и сейчас хозяин предложит сыграть в настольную игру. Но! Нас ждет не игра, а спектакль, где квартира – это всего лишь декорация, а вместо актеров будем мы сами.

Спектакль “В гостях. Европа” немецкой театральной компании Rimini Protokoll в Москве проводит фестиваль “ТЕРРИТОРИЯ”. В одну обычную жилую квартиру приглашают около 15 человек. Куда идти – до последнего не известно. Только накануне дня Х вам придет СМС-сообщение с адресом.


“Хозяйка Светлана ждет Вас в гости по адресу…”

Первый вопрос, возникающий в голове, был следующий: « Что же это за квартиры такие, в стенах которых будет развиваться все действие?”. На пороге всех встречает хозяйка квартиры Светлана, которая действительно проживает по этому адресу, и добродушно приглашает нас всех к себе. Оказывается, это обязательное условие – квартиры должны быть реальные, чтобы в прямом смысле впустить к себе домой гостей и Европу. Это может сделать любой желающий – главное, чтобы квартира могла всех вместить. До Москвы спектакль был уже опробован во многих городах Европы. В России спектакль идет только в Москве.

Rimini Protokoll – это немецкая театральная группа, которая состоит из трех человек.

В 2002 году Штефан Кэгги, Даниэль Ветцель и Хельгард Хауг объединились. После этого под этим лейблом они сделали множество театральных постановок, и если в прошлом сезоне все бегали по Москве с аудиогидами, то этим летом нам обещают уже спектакль-автобусную экскурсию. Их спектакли всегда находятся на грани театра и перфоманса. Их называют экспериментаторами, перевернувшими представление о театре, а они в ответ с каждым новым спектаклем доказывают нам, что весь мир – театр, а мы в нем – актеры. Поэтому в их постановках практически всегда задействованы только реальные люди – такие же, как и мы.

В гостях. Европа


“Пусть хозяйка пойдет на кухню и поставит разогреваться духовку для пирога”

Как только ты пересек порог квартиры, спектакль для тебя начался. За большим столом рассаживаются участники, и пока все собираются, то каждому предлагают отметить на карте три места – проживания, знакомства бабушки и дедушки, а также наиболее значимое для вас место. Тем самым получился разноцветный маршрутный лист, который в процессе игры будет пополняться рисунками.

Игра состоит из пяти этапов, которые мы будем проходить, выполняя те или иные задания. Механический аппарат будет выдавать нам их, как ленту из кассового аппарата, после нажатия на зеленую кнопку. Эта «чудо-машина» для атмосферы и музыку воспроизводить может, и грозно завыть в случае ошибки, а также делать за нас выводы, что “переговоры зашли в тупик”, а нам пора перейти к следующему заданию. Контролировать все это будет ведущий, функция которого сводится к разъяснению заданий, ведению статистики и контролю, чтобы мы все-таки случайно не поломали источник наших заданий. А они будут усложняться от этапа к этапу. И если сначала все сводится больше к рассказу о хозяйке и истории ее квартиры, то постепенно они затрагивают и наши личные жизненные факты – от вопроса о том, был ли ты старостой в классе, к интересу, участвовал ли в драках в последние несколько лет. Кого-то могут попросить залезть под стол и просидеть там до сигнала, а другому надо будет сказать, что он думает, соседу на ухо. По сути, все эти вопросы и задания ведут к одному – по схожести наших ответов разбить нас на команды, где мы должны будем показать свою способность договариваться и находить компромиссы в условиях конкуренции. А боремся мы за часть пирога, который в самом начале спектакля поставили в духовку. Кто больше всего очков получит, тот и кусок побольше отхватит. В этот момент и начинается психологическая игра, которая может раскрыть участника с самой неожиданной стороны. С одной стороны, за твоим решением или ответом не будет видимых последствий. Вы можете вступать в коалиции с другими участниками или отбирать балы у других, тем самым повышая свой рейтинг. Так, одна команда оказалась в изоляции, и оставшиеся шесть команд должны были единогласно решить, будут ли с ней объединяться или нет. Несложное, на первый взгляд, решение превратилось в настоящую дискуссию. Проблемой для многих стало то, что если мы их оставим в одиночестве, то за это получим дополнительные балы. При объединении – ничего. Мнения разделились. Готовы ли мы помогать слабым себе в убыток? Выяснилось, что не готовы. А в Европе по статистике большинство участников проголосовало бы за объединение. Это тот «звоночек», после которого хочется задуматься.

Такими методами можно понять социальный срез страны или города, в которой живет тот или иной участник, и по результатам их ответов можно оценить политическую и социальную обстановку в стране.

На сайте проекта www.homevisiteurope.org можно увидеть всю статистику по всем играм, которые проходили в Европе и Москве, включая то, как же пирог в итоге поделили. При этом, если на вопрос “готовы ли вы проявить солидарность?” положительно у нас ответили только 38%, то в дележке пирога решение мы приняли единогласно. Мы не стали пользоваться возможностью исключить команду с большинством количеством балов и съели его так, как и заслужили.

фото Игорь Матей / фестиваль TERRITORIЯ

Культурный обозреватель, архитектор и театровед. Рассказывает о наиболее актуальных событиях Москвы и не только.


Еще статьи этого автора

Образ жизни
Вместо того, чтобы отдохнуть на море, люди приезжают работать!
О роли волонтёров в жизни фестиваля и почему они из года в год возвращаются
Театр
«В каждом перформансе мы будем апеллировать к какому-то древнему обряду гадания»
Художник и режиссер Этель Иошпа о театральной программе «Архстояния-2023»
Театр
5 спектаклей про отношения между мужчиной и женщиной
К чему готовиться, если вы пока не сказали «да»