Сохраненные жемчужины дворянского быта так или иначе связаны с громкими именами великих людей. Без важного «звания» сохранить наследие практически невозможно. И всё то, что пострадало от вандализма и исчезло, теперь можно лишь отыскать в воспоминаниях или картинах таких деятелей, как Станислав Юлианович Жуковский. Недаром Жуковского называли (и называют до сих пор) певцом русской усадьбы. Художник в какой-то степени сохранил для нас эту атмосферу, рисуя на своих картинах интерьеры старинных усадеб, природу, пейзажи.
Семья Жуковского жила неподалеку от города Белостока. Его отец, будучи лишенным всех имущественных и сословных прав после подавления польского восстания 1863 года, был отправлен в Сибирь, что сделало его человеком замкнутым и нелюдимым, с трудным характером, сохранившимся до последних дней. Мать Жуковского, учившаяся в Париже и получившая блестящее воспитание и образование, разделила участь мужа, но не смогла справиться с переменившимся характером и была несчастлива в браке и всецело посвятила себя детям.
Увлечение рисованием раздражало отца. Мрачный и суровый, он настаивал на изучении точных наук, а успехи на художественном поприще приводили его в гнев, несмотря на благосклонность матери к таланту сына. После окончания училища Станислав стал учеником Сергея Никитича Южанина, который впоследствии стал известным пейзажистом, и окончательно определил судьбу юного художника.
Зная, что отец ни в коем случае не даст согласия на его профессиональные занятия живописью, Станислав стал тайно готовиться к поступлению в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 17 лет он сбегает из дома в Москву, и этот поступок отец не простил ему никогда. Даже спустя много лет, когда Жуковский стал известным художником, отец всё равно пренебрежительно называет его “маляр” (в польском языке это слово одновременно означает и “художник”, и “маляр”).
В процессе обучения педагогами Станислава Юлиановича Жуковского были такие известные личности, как Сергей Коровин, Леонид Пастернак, Абрам Архипов, Василий Поленов и Левитан, пусть и косвенно. И уже в студенческие годы юный художник практически не знал неудач и разочарований. Одна за другой открывались выставки. И к 1904 году Жуковский стал членом “Союза русских художников”.
В 1906 году Жуковский решил испытать себя в педагогической деятельности и открыл частную школу живописи и рисования. Студия вначале помещалась в гостинице “Санкт-Петербург”, а с 1910 года существовала в большой квартире Жуковского в Козицком переулке. В летнее время, уезжая на дачу в Тверскую губернию, Жуковский вывозил туда своих учеников и интенсивно работал с ними на природе. Студия просуществовала до 1917 года. Среди ее учеников были Владимир Маяковский и Игнатий Нивинский.
Во времена Советской России искусство Жуковского было объявлено идейно вредным, “воспевающим помещичьи гнезда”, тоскующим по прошлой жизни. И в 1923 году Жуковский уехал на свою родину в Польшу. Вернуться было очень непросто, да и Жуковский, судя по всему, не был уверен в том, что это нужно делать. Тем временем Германия напала на Польшу, и началась Вторая мировая война. Во время оккупации Жуковский оставался в Варшаве. После разгрома Варшавского восстания он с другими жителями был изгнан немцами из города, попал в лагерь в Прушкуве, где умер осенью 1944 года и был похоронен в общей могиле.
В творчестве Жуковского преобладают интерьеры. Сюжеты художник чаще всего находил в старых домах и особняках с их библиотеками, гостиными, старинной мебелью и портретами, которые воспринимаются как сохранившиеся следы русской культуры прошлого и не могут не вызвать какого-то уважительного чувства. Вместе с тем интерьеры Жуковского – это не музейные залы, а та привычная среда, в которой живет и действует человек. При этом художник не просто воспроизводил на холсте реальные предметы, в окружении которых течет жизнь их владельцев, а по аналогии с пейзажем воссоздавал атмосферу их эмоционального бытия. Жуковского привлекали комнаты, обставленные мебелью красного дерева в стиле ампир, украшенные портретами первой половины XIX столетия. Интерьеры предстают не просто как места обитания людей среди набора красивых вещей, но как памятники истории искусства.