Московская квартира. Круглый стол с кружевной скатертью, торшер, полки с книгами – обстановка, созданная еще в период советского дефицита. На стене висит портрет Диккенса. Большое эркерное окно, сквозь которое можно видеть огни города. Ни телевизора, ни других современных изобретений. Время будто застыло в этой квартире, не смея нарушать размеренное существование ее обитателей. Немолодая женщина читает книгу вслух, пока ее пожилая мама периодически дремлет, сидя за столом.
“Таня, я умру завтра или через два дня”
В театре им. Вахтангова пьесу «Пока она умирала» Н. Птушкиной поставили с более благозвучным названием “Бенефис”. И сделано это было неслучайно, так как спектакль задумывался как бенефис В. Этуша, который давно хотел новых ролей в театре. За постановку отвечал В. Иванов, работавший с В. Этушем в спектакле «Дядюшкин сон». После поисков подходящего для нового спектакля материала выбор неожиданно пал на эту комедийную пьесу, которая ставилась на театральных сценах неоднократно и под разными названиями, но настоящую известность получила после кинофильма “Приходи на меня посмотреть” с И. Купченко, О. Янковским и Е. Васильевой в главных ролях. История потенциальной «старой девы» Татьяны (О. Тумайкина), которая в силу возраста и обстоятельств на счастье в личной жизни уже не рассчитывает, больше похожа на сказку, чем на правду. Она живет вместе со своей престарелой матерью. Заботится о ней и ухаживает, коротая вместе зимние вечера, пока старушка вдруг в канун Нового года не осознала, что она умрет, так и не увидев ни дочь в счастливом браке, ни возможных внуков. И только одно могло примерить ее с мыслью о разлуке – выдать ее замуж. И заботливая дочь, чтобы облегчить последние дни матери, выдумывает себе жениха и дочь, а тут еще очень удачно в дверь стучит мужчина (Е. Князев) с цветами и шампанским.
“Вы бы лучше у своего зайчика-ежика спросили, в каком корпусе у него норка”
Но театр Вахтангова не стал останавливаться на классической трактовке. Когда начало и конец были дописаны, уже всем знакомая пьеса получила новое сюжетное развитие. Действие начинается с того, что актриса на роль Софьи Ивановны не успевает к началу представления, а отменить спектакль нет никакой возможности, ведь в зале присутствуют и спонсоры, и известный режиссер, да и вообще театр – на грани закрытия. Тогда у директора труппы (С. Пинегин) появляется гениальная идея задействовать в главной роли бывшего артиста, а ныне – пожарного, который 25 лет в театре и знает весь репертуар наизусть. Надев на него женский парик и сбрив усы пожарного, они буквально вкатывают его на сцену, где ему и предстоит спасать ситуацию, тем самым обыграв участие В. Этуша в роли сердобольной старушки. Сама ситуация позволяла артистам играть “театр в театре”. Это и наигранная забывчивость текста с последующим переспрашиванием реплик, и слишком драматичное закидывание рук. Так, переодетый пожарный/Софья Ивановна недоуменно смотрит на вязание, предпочитая отложить его подальше на стол, и демонстративно вставляет реплики явно не по тексту. И если в первом действии они “грешат” такими приемами, то после антракта в этом необходимости уже нет. Перед нами остается только текст пьесы: смешной и местами грустный.
“Дача на Канарах? А Канары – это по какой дороге?”
“Бенефис” – это добрая жизненная комедия, напоминающая классический театр в своих лучших традициях. Там не будет сложных режиссерских ходов или театральных провокаций. Актеры играют по Станиславскому, проживая роль вместе со своими персонажами до конца. Идеально для семейного похода в театр с родителями, которые оценят всю простоту постановки и ее жизненный сюжет. В конце спектакля вас тоже будет ждать сюрприз – музыкальный номер в честь В. Этуша, чей “Бенефис” играли на протяжении почти трех часов. Ведь помимо женской безотрадности там показано еще одиночество артиста и возможность быть нужным театру.