Мы хотим рассказать вам об одной из возможностей получения знаний нетрадиционным способом. Автором одного из таких методов является Тата Тимофеева — искусствовед, блогер и автор серии популярных скетчей по истории искусства. Тата не просто ведет лекции по искусству для всех, кто хочет начать разбираться в нём, но и помогает сделать такие визуальные заметки, на основе которых вы сможете просто и понятно уложить в сознании большой пласт истории искусства всего за шесть вечеров.
Мы поговорили с Татой о курсе, искусстве и отношению к современным тенденциям подачи информации.
Тата, расскажи и своём образовании. Почему искусство?
– Я окончила факультет искусств МГУ с красным дипломом и в данный момент являюсь магистром искусствоведения. Моя любовь к искусству зародилась в детстве, лет в пять. Как сейчас помню наш с бабушкой поход в Третьяковскую галерею: мы рассматривали шедевры русской живописи, она спрашивала, какие картины мне нравятся и почему, а потом записывала их названия и авторов в красный шелковый блокнот с замочком. Я думаю, что корни моей любви там, в глубоком детстве, и за эту любовь спасибо моей бабушке. Пока я училась, успела, будучи экскурсоводом, объездить чуть ли не всё Золотое Кольцо России. Это была невероятно интересная, но тем не менее очень сложная, ответственная и энергозатратная работа.
Во время учёбы какие были для тебя профессиональные открытия?
– Честно говоря, когда я училась в МГУ, то занималась музыкой, писала песни, выступала с группой, мечтала о большой сцене, и никто из преподавателей никогда не скрывал, что у искусствоведов – не самые радужные перспективы в плане работы. Её мало, и если она есть, то оплачивается не очень высоко. Ну а подача моей профессии какая? Стереотип о нудных экскурсоводах и противных музейных смотрительницах давно сложился и пока чаще подтверждается, чем опровергается. Но не всё так грустно, в России постепенно начало развиваться арт-кураторство, появляется всё больше коммерческих школ по рисованию, в которых проводятся лекции по искусству, снимаются видео-курсы и так далее. Так что искусствоведческое будущее становится всё более радужным.
Расскажи подробнее о твоём курсе “арт – бук для искусствоведа“?
– Артбук искусствоведа — моё авторское изобретение, которое сочетает себе изучение истории искусства и основ скетчноутинга, то есть создания визуальных заметок. Курс состоит из 6 занятий, каждое из которых длится три часа. Лекции проводятся каждую неделю, соответственно, идёт курс 1,5 месяца. Аудитория – в основном женская, а если говорить о профессиях, то это и фотографы, и художники, дизайнеры, юристы, экономисты и так далее. Я восхищаюсь своими учениками, а с некоторыми даже получается потом дружить и общаться.
Без ложной скромности скажу, что моя легкая подача людям очень нравится, мне часто после лекций делают комплименты и благодарят за нестандартный подход и непринуждённую атмосферу. Именно лёгкую подачу я считаю своей самой сильной стороной, потому что, уж будем честными до конца, есть множество искусствоведов с более глубокими знаниями, вот только поделиться ими так, как это делаю я, мало кто может.
А какие у тебя русские любимые художники?
– На данный момент мой самый любимый художник – русский авангардист Илья Машков. Я не могу рационально объяснить, почему его картины производят на меня такое сильное впечатление, наверно, впервые в жизни я столкнулась с таким мистическим воздействием искусства на мою личность. Кстати, картины Машкова можно увидеть в Третьяковской галерее на Крымском Валу. Ещё я люблю таинственного Врубеля, глубокого Нестерова и, на мой взгляд, чувственную и женственную Серебрякову и многих других.
Современный человек потребляет очень много информации каждый день, и вся эта информация поступает беспрерывно. Это становится привычкой, мы быстро устаем и теряем интерес, если информация – слишком объёмная. Как ты относишься к этой тенденции и какими способами пользуешься, чтобы обогатить свои знания?
– Это явление называют клиповым сознанием, и его факт меня очень огорчает. Знания у людей часто очень поверхностные, в них мало глубины. Я не приемлю поверхностных знаний и ругаю себя за них, стараюсь тщательно изучать каждую тему, за которую берусь. Если я изучаю творчество того или иного художника, то ищу его лучшую монографию или просто покупаю книгу из серии ЖЗЛ, хожу в в музеи смотреть оригиналы и читаю, читаю, читаю. Есть закономерность, что чем больше человек копает вглубь, тем интереснее ему становится, и этот интерес уже не выжечь из него ничем.
Сейчас, когда информация стала доступнее, как считаешь, человек стал эрудированней в сфере искусства или, наоборот, потерял очки из-за недостаточного углубления в тему?
– В самом вопросе уже есть ответ. Доступнее стала информация, но не знания! Знания — они живые, а информация – сама по себе мертвая, поэтому я часто встречаю людей информированных, но не знающих. На этом отличии в моей семье делается большой акцент, наверное поэтому я так говорю.
Для наших читателей Тата подготовила и подарила скетчи по двум выдающимся русским художникам.
Просто нажмите на картинку ниже и сохраните к себе большой формат.