Иммерсивный театр — это относительно новый и уникальный жанр театра, который нарушает традиционные границы между актёрами и зрителями, позволяя последним активно участвовать в представлении и взаимодействовать с окружающей средой.
Если в зрительном зале существует так называемая «четвёртая стена», то участники иммерсивных спектаклей могут перемещаться в пространстве, вступать в контакт с актёрами и даже влиять на развитие сюжета. Одним из самых известных примеров иммерсивного театра является спектакль «Sleep No More», созданный компанией Punchdrunk, по пьесе Шекспира «Макбет». Премьера спектакля состоялась в 2011 году в Нью-Йорке, и с тех пор он стал символом данного жанра. Зрители (они же «посетители») получают маски и могут свободно перемещаться по театральному пространству — заброшенному отелю — где происходят различные действия. Они могут выбирать, за какими сценами наблюдать, и взаимодействовать с персонажами. Однако такой формат не является единственным вариантом иммерсивного театра, сам жанр толкает на эксперименты. Примером такого эксперимента является иммерсивный театр «Морфеус». Изначально проект существовал в формате квестов, но с 2018 года, во времена проявления первых иммерсивных театров в России, «Морфеус» распрощался со статусом квеста и стал иммерсивным шоу.
Иммерсивный театр «Морфеус» предлагает зрителям воспринимать спектакли исключительно на уровне эмоций и ощущений – на глаза надеваются специальные маски, и потому обостряются все другие органы чувств – осязание, слух, обоняние. Спектакли сопровождаются запахами и звуками, возможностью потрогать предметы или пообщаться с актерами, и таким образом узнать что-то новое для себя.
В репертуаре театра 6 спектаклей:
– триллер «Ответ Гиппократа»;
– романтическая комедия «До свадьбы заживёт»;
– спектакль-импровизация «Вдох»;
– мистический детектив «22’07»;
– семейный спектакль «Загадка Амулета»;
– гейм-спектакль «Судный день».
Спектакль-импровизация «Вдох»
Автор раздела “Искусство” Наталия Борисова:
«Представьте, вы закрываете глаза, надеваете маску, чтобы случайный лучик света не отвлек вас, располагаетесь в удобном кресле и садитесь… В медитацию? Нет, не угадали. Вы погружаетесь в спектакль, где главным действующим лицом, актером, сценографом и режиссером-постановщиком будете вы.
Именно, это спектакль-импровизация «Вдох» от театрального проекта «Морфеус»: необычное полуподвальное пространство в духе лучших традиций Дэвида Линча, небольшое количество участников, удобные кресла и загадочное перемещение в параллельную вселенную, которая происходит в вашем воображении совместно с участниками. Реальность фантазии, которую вы изобретаете в моменте здесь и сейчас только с помощью своих мыслей и идей. Каждый герой добавляет своё к уже созданной ветке реальности, надстраивая новые картины и смыслы.
В определенном смысле, делая отсылку к Карлу Густаву Юнгу, это совместное погружение в коллективное бессознательное, где каждый игрок вытаскивает из подсознания свои самые сокровенные желания. Полумрак таинственного помещения, одновременная близость и далёкость героев: участники сидят рядом, но их лица сокрыты за масками, отчего каждый может примерить на себя любую личину, как человека, так и мифического существа. В формате импровизации все происходит в общем потоке, где-то созвучном осознанной медитации или регрессивному гипнозу: есть проводник, который ведет по струнам его души, но куда пойти и что увидеть – человек всегда решает сам».
Редактор раздела «Театр» Богатырёва Анна:
«Для меня спектакль «Вдох» оказался больше про опыт рассказывания историй, и не скажу, что я довольна своими умениями в этой области. Кажется, это так просто – говори и говори, а актеры как волшебные духи-невидимки исполнят любую твою фантазию, но перед такой возможностью начинается фигуральный «страх белого листа». Думаю, что важной частью такого опыта иммерсивного театра является компаньон, с кем вы будете на одной волне, тогда история рождается проще, а вот куда она заведет – определяет только магия совместного творчества!»