Ваше сообщение успешно отправлено!

Спектакль «Маяковский. Послушайте» 

Любовная лодка разбилась....

В 2023 году в Мастерской Петра Фоменко вышел премьерный спектакль «Маяковский. Послушайте» к 130-летию со дня рождения поэта, который в особенном представлении не нуждается, ведь его знают почти все, от мала до велика. 

«Я поэт. Этим и интересен». Канонизированный ещё при жизни стараниями своей «музы» и «вождя народов» Владимир Маяковский превратился в бренд, где сложно отличить правду от вымысла, а настоящее от напускного. Про поэта написаны десятки книг, и каждый новый автор стремится вскрыть невскрытое и приоткрыть необъятное — а именно, монументальную глыбу, если взять его же строки из «Облака в штанах»

Многогранный автор, он писал много и продуктивно: стихотворения, поэмы, пьесы — разных жанров и для всех возрастов. Вот его «Что такое хорошо» для начальных классов и до слёз пробирающее «Лиличка! Вместо письма». Рассматривать Маяковского можно сквозь разные грани: поэт, громогласно прославляющий революцию; один из первых создателей советской рекламы; часть явно неравнобедренного любовного треугольника с Бриками; автор, стоявший у истоков русского футуризма. Аспектов много, а Маяковский один. Получится ли собрать его воедино? 

Создателям спектакля, поставленного на камерной сцене Мастерской Петра Фоменко, — удалось. Действо идет чуть больше часа, но при этом оно — цельное и сконцентрированное: за это время зритель пройдет с Маяковским весь его путь, всю его жизнь. Сами авторы обозначают произведение, как литературно-музыкальную композицию по мотивам автобиографии «Я сам» и письмам, открыткам, песням, стихам. 

Действительно, мы стартуем от автобиографии: вот поэт родился в небольшой грузинской глубинке, в раннем возрасте потерял отца и остался с мамой и сестрами. Дальше — переезд в Москву,  первые аресты и первые стихи, написанные в Бутырской тюрьме, где поэт почти год сидел в одиночке. Поступление в художественное училище, знаковое знакомство с Бурлюком, футуристы, «Пощечина общественному вкусу», желтая кофта, фатальное знакомство — с Бриками, которое Маяковский обозначил как «радостнейшую дату». В 1915 году Маяковский встречает свою музу — Лилю Юрьевну Брик, будто бы один раз влюбившись сильно и бесповоротно — навсегда. Еще десять лет назад, кинув беглый взгляд на отношения Лили и Маяковского, можно было подумать, вау, вот это настоящая лав стори, как же поэт любил её, как же она вдохновляла его. Сейчас же, если прибегнуть к новейшему психологическому арсеналу, высвечиваются уже совсем другие смыслы. «Страдать Володе полезно, он помучается и напишет хорошие стихи», — её слова. Есть ли в них Любовь? Едва ли. Скорее, нечто другое. Да, мы имеем блестящие стихи, но потеряли Маяковского на пороге его тридцатисемилетия. Мог ли быть другой исход, не встреть Маяковский Брик? Но был бы, в таком случае, и другой Маяковский. Пространство вариантов. В 1928 году поэт встречает Татьяну Яковлеву и два его стихотворения, написанные во взаимности, едва ли уступают произведениям, написанным под гнетом Брик. «Любовная лодка разбилась о быт» — увы, скорее не о быт, а о жизнь без любви.

Возвращаясь к спектаклю — яркими мазками режиссёр Фёдор Малышев обозначает ключевые точки биографии поэта, сталкивая лицом к лицу двух Маяковских. Да, Маяковских на сцене двое — их роли блестяще исполняют Анатолий Анциферов и Павел Яковлев. Дополняет актерский ансамбль и сам режиссёр, аккомпанируя в такт тексту за пианино.

Сценография спектакля обыграна превосходно: табурет, инструмент, экран, где будут мелькать кадры из жизни поэта. Ничего лишнего, и ничего не отвлекает.

Двое Маяковских — в тандеме, в диалоге, в полемике между собой — ищут истину между строк биографии поэта и его писем, и перевоплощаются — то в Бурлюка, то в Ленина, то в Лилю Брик. Бурлюк — наглый, важный, как и в биографии Маяковского. Ленин — монументальный, цветистый. Лиля — капризный, токсичный персонаж, скрупулезно воссозданный по её же переписке с поэтом: она бесконечно требует у поэта то духи, то автомобильчик, то ещё что-то.

Спектакль в Мастерской Петра Фоменко — блестящий, мощный, сильный, искрометный, а в некоторых моментах, тяжелый, уже ближе к концу. Для поклонников Маяковского, дотошно знающих его биографию, его просмотр может стать глубинным, сакральным переживанием. Но и людям, далеким от поэзии и от интереса к «главному певцу революции», он, возможно, откликнется и сможет стать новым, расширяющим опытом.

Фото предоставлены пресс-службой театра.

Арт-обозреватель: пишу об искусстве, театре и кино. Создатель телеграм-канала «В потоке». Независимый специалист в области PR и преподаватель йоги.


  • http://vk.com/id71285512 Олег Мельников

    Так! Мне такое надо!

Комментарии для сайта Cackle

Еще статьи этого автора

Театр
Спектакль «Турандот»
Блестящее переосмысление пьесы Карло Гоцци в Школе драматического искусства
Искусство
Люди и проекты
Поэтесса Анна Малкович — об открытии «Мастерской поэзии» и работе над подкастом
Интервью с куратором мастерской в Центре творческих индустрий «Фабрика»
Театр
Спектакль «Божественная комедия»
Юрий Титов поставил на Старой сцене Мастерской Петра Фоменко "Божественную комедию" Данте Алигьери.