Ваше сообщение успешно отправлено!

Идеальный муж

Премьера по пьесе Оскара Уайльда в Школе Драматического Искусства

В Школе драматического искусства — премьерный спектакль «Идеальный муж» по одноименной пьесе Оскара Уайльда. Произведению классического английского писателя уже больше века, без малого — 130 лет. Казалось бы, за такой срок сюжет должен был бы потерять свою актуальность, но отнюдь: театральные постановки и киноленты, созданные по мотивам знаменитой пьесы, выходят с регулярной частотой: поклонники современного театра смогут вспомнить недавний спектакль Константина Богомолова в МХТ, где мало что осталось от первоисточника, любители костюмированных драм — фильм Оливера Паркера с Джулианной Мур и Кейт Бланшетт.

Где-то авторы, вдохновляясь воздухом викторианской эпохи, полностью переосмысляли текст и создавали нечто совершенно новое, где-то шли слово в слово с оригиналом. Новый спектакль Школы драматического искусства, поставленный  Екатериной Гранитовой-Лавровской, искусно балансирует на грани: с одной стороны зритель увидит здесь классические костюмы, прически и антураж, переносящий в конец XIX века; а также действо, разворачивающееся очень близко к источнику. С другой — создатели привнесли в спектакль несколько изящных, смелых идей, разбавляющих книжные диалоги и делающих постановку веселой, ироничной и чуть ближе к современности. Но обо всем по порядку.

Свою пьесу, написанную еще в конце XIX века, в 1895 году, Оскар Уайльд задумывал как комедию. Целью было высветить и высмеять актуальную, как для того времени, так и, впрочем, для современности, тему шантажа и его влияния на человека и его общественное положение. Об этом сам автор, увы, знал не понаслышке — именно таким образом была печально разрушена его жизнь.

Главного героя, сэра Роберта Чилтерна (Игорь Лесов), занимающего высокий государственный пост и нежно влюбленного в свою жену Гертруду, шантажирует миссис Чивли (Регина Хакимова). У нее в руках оказывается письмо, раскрывающее причастность главного героя к мошеннической схеме при продаже акций Суэцкого канала. По совместительству она же оказывается давним врагом жены Роберта — леди Чилтерн: они вместе учились и еще с тех пор Гертруда Чилтерн обратила внимание на склонность миссис Чивли к воровству и шантажу. Также миссис Чивли — бывшая невеста близкого друга Роберта Чилтерна — лорда Горинга (Вадим Дубровин). А лорд Горинг, в свою очередь, влюблен в сестру Роберта Чилтерна — мисс Мейбл Чилтерн (Алина Чернобровкина). Таким образом, судьбы героев с самого начала переплетены несколько хаотичным и замысловатым способом.

Другой немаловажной линией произведения Оскара Уайльда становится само понятие “брак” и связанные с ним нереалистичные, придуманные образы и завышенные ожидания от партнеров, состоящих в супружестве. Для леди Чилтерн (Александра Лахтюхова), жены главного героя, брак основывается на концепции «идеальный мужчина», — она вознесла своего мужа на пьедестал, а, как известно, чем он выше — тем больнее падать, и тем сильнее рушатся фантазии. Роберт Чилтерн, в свою очередь, скрыл от жены правду о том, как он заработал свое состояние и свой высокий пост.  Оба они становятся заложниками своих образов, он — заложником своей лжи, утаенной много лет назад, она — придуманного образа, которого не существует. Много лет супруги живут вместе,  по-настоящему не зная друг друга. Можно сказать, что для них появление шантажистки миссис Чивли — это большое благо выяснить наконец, кто они на самом деле. Так и происходит.

В этом им помогает другой немаловажный герой, своеобразное альтер-эго самого автора — лорд Горинг. Именно ему принадлежат знаменитые строчки: “Любовь к себе — это начало романа, который длится всю жизнь”. Вадим Дубровин блестяще исполняет эту роль в спектакле и буквально заряжает всех своим драйвом и ироничностью. Именно он в конечном итоге спасет от шантажа Роберта Чилтерна, хитро проучит главную злодейку миссис Чивли, и даже вдохновит Гертруду Чилтерн переосмыслить свои взгляды. Не будем раскрывать, как именно все это произойдет, это уже будут спойлеры, а важная изюминка спектакля заключается именно в этих хитросплетениях. Лучше сходите в театр и читайте Оскара Уайльда. Или в обратном порядке, на ваш вкус.

Возвращаясь к спектаклю: важным его элементом является британский юмор: им проникнуто все действо. Граф Кавершем (в (Иван Товмасян) и леди Маркби  (Ольга Малинина) гипертрофированно изображают английский акцент, по сцене разгуливает медвежонок Паддингтон, не совсем понимая, куда он попал, мелькают чайные пары, намекая на пятичасовой чай,  герои отплясывают ирландские танцы, отдавая дань происхождению автора. Все нововведения, привнесенные создателями постановки, очень тонкие, ироничные.

Сценография спектакля также выстроена превосходно: в центре сцены — большой, уютный камин, создающий атмосферу богатого британского дома с несколькими этажами. По левой стороне раскинулся шикарный автомобиль марки “Бьюик” — важный знак изобилия семьи Чилтернов. Второй этаж облюбовал музыкальный ансамбль, создающий нужное настроение. Музыка, написанная специально для спектакля композитором Григорием Ауэрбахом, сопровождает спектакль на протяжении всего действия и изящно подсвечивает важные моменты.

Подытожим, спектакль в Школе драматического искусства — легкий, изящный, музыкальный. Для любителей Оскара Уайльда и поклонников классического театра может стать идеальным: веселая, ироничная постановка, затрагивающая важные смыслы, актуальные и сейчас.

Фото: Наталия Чебан

Арт-обозреватель: пишу об искусстве, театре и кино. Создатель телеграм-канала «В потоке». Независимый специалист в области PR и преподаватель йоги.


Еще статьи этого автора

Театр
Спектакль «Турандот»
Блестящее переосмысление пьесы Карло Гоцци в Школе драматического искусства
Искусство
Люди и проекты
Поэтесса Анна Малкович — об открытии «Мастерской поэзии» и работе над подкастом
Интервью с куратором мастерской в Центре творческих индустрий «Фабрика»
Театр
Спектакль «Божественная комедия»
Юрий Титов поставил на Старой сцене Мастерской Петра Фоменко "Божественную комедию" Данте Алигьери.