Ваше сообщение успешно отправлено!

Игра в кириллицу

Шесть современных шрифтов, которые не стыдно порекомендовать, – и ещё один, слишком красноречивый

Наверняка каждому, кто хотя бы раз устанавливал на компьютер новый шрифт, знакома фраза: «Съешь же ещё этих мягких французских булок, да выпей чаю». Это панграмма – короткий текст или фраза, в которой используются все буквы того или иного алфавита. Чаще всего панграммы используются для того, чтобы продемонстрировать начертание букв, – и чтобы дизайнер «поиграл со шрифтами» и не проиграл.

В среднем кириллицы в дизайнерских и каллиграфических проектах меньше, чем латиницы. Поэтому сегодня мы подготовили подборку из необычных, самобытных и просто живописных шрифтов, разработанных русскоязычными авторами.

Кириллицу поддерживает каждый из них, и большинство распространяются бесплатно, – так что, если вы всегда хотели почувствовать себя подбирающим шрифт дизайнером, это ваш шанс.

 


1. Бутово

Идея шрифта «Бутово» не требует особенных пояснений: его форма сама по себе довольно красноречива. Здесь и отсылки на окна панельных домов, и присущая брутализму тяжеловесность. Для того, чтобы бегло читать «Бутово», нужна привычка и умение видеть в квадратном осмысленное.

Шрифт распространяется на бесплатной основе, и его можно скачать у автора на Behance. На странице презентации проекта разработчик не без иронии объясняет его начертание в том числе на примере русской ненормативной лексики.


2. Епифаний

Работы Олега Мацуева, каллиграфа, графического и шрифтового дизайнера, трижды входили в Топ-100 «Рейтинга русского дизайна», и выбрать какую-то одну для примера довольно сложно.  Его «Епифаний» был разработан на основе скорописи, использованной в русском языке в XV–XVII веках. Само название шрифта – отсылка к литературному стилю «плетения словес» Епифания Премудрого.

Важно, что при всей динамичности и узнаваемости шрифт не копирует какой-то существующий почерк. Это синтез форм, похожий на реальную скоропись, но всё равно выглядящий скорее современным, чем церковнославянским.


3. Резнович

Художник и каллиграф Виктор Пушкарёв не считает свой «Резнович» полноценным шрифтом, поскольку в нём есть только кириллица, без цифр, специальных знаков и латиницы. Сам шрифт он разработал на основе лежавших без дела результатов мастер-класса по высокой печати.

Пушкарёв давно и успешно работает с формами славянской вязи, и его опыт явно виден в начертании букв шрифта. «Резнович» в текущей версии можно скачать на безвозмездной основе и использовать и в личных, и в коммерческих целях.

Сам автор говорит, что рано или поздно создаст корректную версию шрифта. Пока же в составе знаков «Резновича» есть искупающая его недостатки деталь: отпечаток кошачьей лапки.

И да, кота автора тоже зовут Шрифт.


4. Степан

Работа питерской художницы Валерии Жеребятьевой «Степан» – компромисс между формами забора, штрих-кода и славянской вязи. Если вы думаете, что у вас от него напрягается мозг, вы просто не представляете его воздействие на не владеющих русским языком людей.

Проект был создан в сотрудничестве со шрифтовой лабораторией Высшей школы экономики, HSE Fonts. В описании проекта его создательница сравнивает «Степана» с дядей Стёпой, иронизируя над вытянутыми формами букв: «Высокий, как берёза, жираф или шапка неподвижного британского гвардейца. Создан как олицетворение (ошрифторение) Хроники Текущих Событий».


5. Оттепель

Челябинский художник Илья Бажанов создал свою «Оттепель» («Thaw» на английском) на базе собственных исследований русской типографики 1960-х годов. Источниками вдохновения для него послужили реальные исторические примеры: плакаты, афиши, обложки литературных журналов и книг. «Оттепель» обладает тонким, чистым начертанием и плавной геометрией, находясь на грани между плакатным и каллиграфическим.


6. Вхутетайп

Шрифт «Вхутетайп» был разработан Всеволодом Власенко и Петром Банковым в поддержку проекта, посвященного юбилею ВХУТЕМАСа. Это гротескный шрифт в стиле книг и плакатов 1920-х, в первую очередь вдохновлённый авангардизмом и конструктивизмом. Авторы создали новый шрифт, синтезирующий уже существующие варианты начертания букв в едином наборе узнаваемых символов.

По сути, «Вхутетайп» – довольно удачная попытка создания айдентики спустя 100 лет с момента появления такого знакового проекта, как ВХУТЕМАС. Шрифт можно скачать бесплатно для личного пользования на сайте проекта.


7.

Проект Антона Фроса EBENYA выразительно говорит за себя собственным названием. Автор описывает его, как «вдохновлённый суровой российской действительностью». В его начертании тоже прослеживается грубый гротеск брутализма и геометрия типовых бетонных заборов. Однако этот шрифт не чисто декоративный, как то же «Бутово», а скорее плакатный.

Кроме шуток, редкий шрифт настолько хорошо передаёт стилистические особенности архитектуры российской глубинки, как EBENYA. Читается он легко, запоминается быстро, а за счёт названия забыть его становится практически невозможно.

  Читайте также: Красота-то какая: «Лепота» как исследование

Изображение заголовка: наброски шрифта «Оттепель» Ильи Бажанова.

Редактор раздела "Дизайн". Говорит правду, только правду и ничего, кроме правды.


  • Аноним

    Спасибо. Чудесное.

Комментарии для сайта Cackle

Еще статьи этого автора

Культура
«От Константина до Константина» в Музее МХАТ
Выставка в первую очередь приурочена к 165-летнему юбилею Антона Павловича Чехова. Вместе с этим
Искусство
Культура
Токсичная радуга: краски, способные убивать
О пигментах, которые могут отравить художнику жизнь не только в переносном смысле.
Дизайн
Искусство
«Приданое»: русскоязычный open call в не русскоязычном пространстве
В сентябре в Тбилиси пройдёт выставка, основной знаменатель которой – русский язык.
Культура
Люди и проекты
Небезразличный true crime: 7 подкастов о преступлениях
Проекты, которые в достаточной степени различаются по подаче и стилистике