Ваше сообщение успешно отправлено!

В поисках кнопки «сделать красиво»: 5 мифов о цифровой живописи

Разбор самых распространённых заблуждений о цифровом искусстве

Само понятие изобразительного искусства в цифровом формате существует уже очень давно. Живопись, скульптура и рисунок сами по себе при переходе в пространство digital art не изменились. Новой стала только технология, подарив нам ранее не освоенные приёмы. Сравнить это можно, например, с изобретением красок в тюбиках, давшим толчок новым техникам живописи.

Тем не менее цифровое искусство вызывает споры и расхождения во мнениях. И сегодня мы рассмотрим самые неправдоподобные, но при этом самые живучие мифы, которые до сих пор сопровождают digital art.

 

1. Рисовать на компьютере проще, поэтому это не настоящее искусство

Пожалуй, это самое частое заявление при оценке цифровой живописи человеком, далёким от неё. Созданное при помощи цифровых средств изображение – «подделка», «жульничество» и «понарошку». Настоящее искусство – оно в музеях, в рамах, маслом на холсте. А это – так, баловство.

На самом деле, цифровое искусство давно уже признано музеями мира; в нашей недавней статье про Recycle Group. New Nature приведён только один из самых свежих примеров выставки с цифровыми элементами. Более того, компьютерная живопись зачастую сложнее, чем традиционная. Так, смешение цветов в программах для рисования просто не работает, как в реальности. Только недавно изобретённая технология Mixbox позволила смешать, например, жёлтый и синий и получить зелёный, а не размытое пятно невнятно-серых тонов.

В довершение всего при использовании самых бюджетных планшетов для рисования художник не видит того, что рисует, напрямую. Стоимость профессиональных планшетов, оснащённых экраном, в среднем начинается с 50 000 рублей. Более дешёвые модели либо не оснащены экраном вообще, либо недостаточно точны в передаче нажима на стилус, синхронизации точки соприкосновения стилуса с экраном, отклике на команды пользователя.

Представьте, что вы ставите крестик в блокноте зубочисткой, глядя при этом в окно и рассчитывая, что этот самый крестик появится в точном месте на стене соседнего дома. Зубочистка не оставляет на бумаге следа, масштаб блокнота и дома несопоставим. Представили? Именно так ощущается рисование на планшете без экрана.

Судите сами, насколько это облегчает процесс.

Интерфейс графического редактора Procreate.

 

2. За вас программа рисует!

…и Пушкин лампочку вкручивает, и двое из ларца пирожные едят. Распространённая идея о том, что где-то существует кнопка «сделать красиво», не имеет ничего общего с реальностью.

Конечно, существует ряд инструментов, которые делают жизнь цифровых художников немного легче. Трассировка изображения позволяет обрабатывать эскизы, использование слоёв даёт возможность двигать отдельные части рисунка автономно друг от друга, ну а отмена действия просто неоценима (особенно если вы начали рисовать не на том слое, на котором было нужно). Программа поможет нарисовать ровный круг, изменить композицию, зеркально отразить изображение, залить фон определённым тоном или градиентом.

Но есть нюанс: для всего этого вам в любом случае понадобится само изображение. Простая программная обработка сделает из конструкции «палка-палка-огуречик» только чуть более ровную и яркую конструкцию «палка-палка-огуречик», а никак не Мону Лизу. Даже нейросеть не создаёт ничего на пустом месте: для создания чего-либо нужен исходный материал.

Вид обрабатываемого изображения внутри интерфейса графического редактора Adobe Photoshop.

3. Скоро всё будут рисовать нейросети, художники – это прошлый век

Эту мысль можно закономерно сравнить с заявлениями о том, что мы перестанем ходить пешком с изобретением поезда, а театр вымрет с появлением кино. Нейросети сейчас действительно далеко шагнули вперёд, но современные художники в большинстве случаев используют их в качестве «костыля» для ручного труда.

Сгенерированные нейросетями изображения могут быть рефренсами (образцами) поз, форм, цветов для художников точно так же, как словарь синонимов может помочь журналисту или писателю. Нет ничего необычного или зазорного в том, чтобы использовать этот инструмент как вспомогательное средство для поиска идей и образов. Считать ли полностью созданный нейросетью рисунок самостоятельным авторским искусством, – вопрос не техники, а этики.

Изображение, сгенерированное ботом ruDALL-E по запросу “porusski”.

4. Это же просто картинка из интернета, она ничья

В Средневековье считалось, что мухи и мыши самозарождаются из зловонных мусорных куч. Иронично, что в XXI веке очень большой процент пользователей интернета думает, что изображения на просторах всемирной сети тоже самозарождаются. Они никому не принадлежат. У них нет авторов.

Примерно это следует сказать цифровому художнику, если хотите с ним поссориться.

Вопрос авторского права в цифровом искусстве стоит гораздо жёстче, чем в традиционном, потому что цифровую работу намного проще скопировать. Очень часто паблики соцсетей размещают у себя работы художников без указания авторства и ссылок на их профиль. Это может показаться мелочью, но для большинства художников и дизайнеров эти самые «ничьи» работы являются непосредственным источником дохода. Оставляя авторов безымянными, паблик по сути присваивает себе их аудиторию и потенциальных клиентов. В цифровом мире это ничем не лучше бытового воровства.

 

5. Цифровое искусство – это же как криптовалюта, да?

Криптоискусство (криптоарт) относится к цифровому искусству примерно так же, как персики – к фруктам. Все персики – фрукты; не все фрукты – персики. Криптоискусство использует цифровой образ, как финансовый инструмент. Подлинность этого цифрового образа подтверждается уникальным NFT (невзаимозаменяемым токеном) – ссылкой, которая говорит вам о том, что только привязанная к этой ссылке картинка является подлинником. Его можно купить на аукционе или зарегистрировать самостоятельно, и в ряде исключительных случаев NFT действительно имеют смысл.

Проблема в том, что ситуация с NFT на данный момент больше всего похожа на продажу участков на луне или звёзд на небе. Для рядового пользователя нет разницы между подлинником цифрового искусства и точно таким же образцом цифрового искусства, но без подтверждающей подлинность ссылки. Художники, напротив, часто страдают от того, что кто-то взял их работу без их ведома и создал на её основе NFT, чтобы перепродать. Если учитывать ещё и технологические мощности, затрачиваемые на поддержание NFT, и оставляемый ими углеродный след, нет ничего удивительного в том, что отношение к криптоискусству сейчас очень неоднозначное.

Впрочем, если вам действительно хочется иметь в своём распоряжении уникальное произведение цифрового искусства, есть очень простой путь: заказать работу у художника напрямую. Полноразмерная версия изображения без водяных знаков будет вашей и только вашей.

Пример цифрового эскиза с имитацией традиционных материалов.

Фото и изображения: Саша Снегова.

Редактор раздела "Дизайн". Говорит правду, только правду и ничего, кроме правды.


  • Аноним

    А автора рисунка с мышью при этом сами не указали, лмао

    • Аноним

      Указали. Саша Снегова.
      (стиль рисовки крайне узнаваем)

      • http://vk.com/id557103776 Саша Снегова

        Спасибо :’3

    • http://vk.com/id557103776 Саша Снегова

      Там в конце статьи мелким шрифтом, если что; ничего чужого без спросу в свои тексты я никогда не приношу.

  • http://vk.com/id461288012 Ivan Petrov

    Вышла книга по компьютерной графике:

    “Цифровая живопись в 3D программах: Unreal Engine 4, Daz Studio,
    Reallusion iClone, iClone 3DXchange, Reallusion Character Creator.”
    Автор: Ходырев В.В.
    Издательство: “Солон-Пресс”
    2022 г., 268 стр.

    Рекламный ролик – https://rutube.ru/video/4711f265105024c65e0922c791c572b4/

Комментарии для сайта Cackle

Еще статьи этого автора

Дизайн
Просто добавь весны
Три простых идеи, способных вдохнуть в интерьер весеннее настроение.
Театр
«Интеллигентность в безудержных обстоятельствах»
«Записки на манжетах» — не первый спектакль Григория Южакова, основанный на ранних текстах знакомых
Дизайн
Люди и проекты
Игра в кириллицу
Шесть современных шрифтов, с которыми не стыдно поиграть, – и ещё один, слишком красноречивый.