До 22 октября в Музее Востока открыта самая летняя выставка наступившей осени — «Павильон орхидей». Экспозиция с цветочным названием проходит в рамках Шестого фестиваля китайской живописи гунби в Москве. На выставке можно увидеть живописные работы в традиционных стилях китайской живописи: гунби, могуфа, шань-шуй. Всего около 100 предметов искусства: картины и свитки современных художников из России и Китая, расписанные вручную шёлковые веера актуальных художников.
Вводной частью экспозиции стал масштабный проект, в котором приняли участие 30 художников, — копия 12-метрового свитка художника Ван Симэна «Горы и воды на 1000 ли», созданного в 1113 году. Выставка «Павильон орхидей» объединила в пространстве музея работы современных китайских и российских живописцев. Хедлайнеры фестиваля в этом году — художники из Китая: Ли Чжэ, Чжоу Бин и Ту Чжунь.
Мы поговорили с куратором выставки и президентом Московского клуба любителей китайской живописи гунби Юлией Толмачёвой о выставке, о том, как создавался клуб любителей гунби, а также также о том, можно ли отнести этот вид искусства к арт-терапии.
Загадочное и необычное слово «гунби». Расскажите нашим читателям, что же это такое?
Дословно, в переводе с китайского, гунби обозначает «тщательная кисть». Это один из древних видов китайской живописи, который зародился во II веке до нашей эры. На контрасте с другим стилем китайской живописи «се-и» — «писать идею», гунби требует в разы больше времени на создание картины.
Его отличает особое внимание к мельчайшим деталям, парадность и декоративность. Характерной чертой стиля является использование реалистического метода изображения объектов живой и неживой природы, с использованием традиционных материалов: рисовой бумаги или шелка, туши, водорастворимых минеральных красок или пигментов, а также кистей ручной работы.
В соответствии с традицией, особое внимание в технике гунби уделяется построению композиции. Художник создает контур, используя разные виды линий. В классическом варианте их всего 18. Например, линию «Лист орхидеи» используют для лепестков цветов, «Железная нить» — для листьев, а «Шляпка гвоздя, хвост мыши» — для прожилок. Затем очень светлой краской, во много слоев, наносит цвета. Их количество может доходить до 100! Именно за счет этого достигается глубина картины, она получается яркой и прозрачной. Художники, оформлявшие росписью дворцы китайских императоров и знати, работали как раз в стиле гунби.
Как начинался ваш путь как художника, когда и при каких обстоятельствах вы начали заниматься китайской живописью?
Как многие люди, закончив художественную школу в детстве, я на много лет потеряла интерес к рисованию. Тогда начиналась Перестройка, менялись времена, появлялись новые возможности. Закончив университет по специальности экономика, я работала в банке, затем занималась бизнесом.
А потом я увидела картины китайского художника Сюй Бэйхуна, у него очень узнаваемая манера рисования лошадей. Благодаря интернету удалось найти курсы гохуа в Москве. Сначала я училась у Александра Журавлева, затем у Анны Донченко и Юлии Валерьевны Наумовой стилю се-и. И уже от них я узнала о немного декоративном, но гораздо более близким мне по духу, стиле гунби. И вот уже более восьми лет я занимаюсь только им. Когда я переключилась со стиля се-и на гунби, моя подруга, увидев мои новые рисунки, сказала: «Юля, ты стала гораздо лучше рисовать!».
Сейчас вы — президент Московского клуба любителей китайской живописи гунби. Расскажите об истории клуба, когда он был основан, какая в нем структура сейчас и по каким критериям туда может попасть художник?
Наш клуб — это некоммерческое объединение людей, преданных стилю гунби. Около семи лет назад возникла необходимость более формальной организации для его популяризации. Наша основная задача — рассказать и показать как можно большему числу людей наш любимый стиль, который имеет многовековую историю! И параллельно мы продвигаем преподавателей, помогаем информационно магазинам, продающим товары для занятий живописью гунби. Мы помогаем ученику встретить учителя, а коллекционеру — найти красивую картину. Никакой отдельной процедуры вступления в клуб нет. Каждый участник наших мероприятий: фестивалей, выставок, мастер-классов – автоматически попадает в него.
Перейдем к Фестивалю китайской живописи. Это уже Шестой фестиваль, который вы проводите. Первые были в ЦДХ, сейчас — в Музее Востока. Кто и как основал этот фестиваль, и как принять участие в нём участие? Какие активности входят в фестиваль?
Я очень люблю этот вопрос: осенью 2016 года, одной бессонной ночью, я листала книги по рисованию. И в тот раз обратила внимание на адрес вичата (популярный мессенджер в Китае) одного из художников. Я сразу написала подруге, которая в то время жила в Китае, Елене Турковской. Её великолепное знание языка и психологии китайцев позволило нам уже весной 2017 поехать в Китай на обучение к Ли Чжэ и Чжоу Бин, а Гун Сюэцина убедить приехать к нам в Москву с мастер-классами и небольшой выставкой.
После этого мы поняли, что нам, российским художникам, тоже нужна своя выставка! Поэтому уже осенью 2017 мы — я, Оксана Шарова и Надежда Андрианова организовали Первый фестиваль китайской живописи гунби в Москве. Он включал в себя выставку и мастер-классы китайских и московских художников, поп-ап магазин товаров для китайской живописи. Нас сразу начал информационно поддерживать Китайский культурный центр в Москве, а посол КНР, в то время это был господин Ли Хуэй, настолько удивился такому большому интересу к китайскому искусству, что организовал для всех нас большой прием в Посольстве в Москве.
В этом году фестиваль проходит в Государственном Музее Востока. Уже по традиции он включает в себя выставку картин, большую образовательную программу, состоящую из мастер-классов российских и китайских художников и онлайн-аукцион картин.
На выставке “Павильон орхидей” представлены как художники из России, так и из Китая. Как строится работа с китайскими коллегами? Сложно ли было привезти их в Москву?
С нашими замечательными учителями из Китая, Ли Чжэ и Чжоу Бин, у нас сложились теплые дружеские отношения. В этот раз они привезли с собой трех учеников, которые помогали им во время мастер-классов. Мы с радостью им показали Москву, уже по традиции они посетили Кремль, Оружейную палату, Третьяковскую галерею, покатались на экскурсионном автобусе по ночному городу и на кораблике по Москве-реке. И обязательный пункт программы — Московский зоопарк! Ли Чжэ — один из самых известных художников-анималистов в стиле гунби в Китае и в России.
По завершению Фестиваля проводится онлайн-аукцион. Какой там диапазон цен и как в нем поучаствовать? Правильно ли, что любой человек может присоединиться и приобрести себе в коллекцию работу?
Да, в этот раз мы уже в третий раз проводим онлайн-аукцион картин. Он проходит на платформе Bidspirit, там же можно посмотреть все работы, которые будут на аукционе. Еще на сайте в свободном доступе можно скачать каталог выставки «Павильон орхидей». Стоимость работ начинается от 4 тысяч рублей у начинающих художников и заканчивается в районе 180 тысяч рублей у известных китайских мастеров. Средняя цена работы — в районе 30 тысяч рублей. Есть очень интересные вещи в стилях гунби, могуфа и се-и, пейзажи и шелковые веера.
Для участия нужно пройти несложную регистрацию на платформе аукциона, выбрать понравившуюся картину, сделать свою ставку и дождаться результатов. Торги состоятся 21 октября 2023 года в 15.00 по московскому времени.
Если человек только делает свои первые шаги в коллекционировании или ему сложно разобраться на этой платформе, он сможет связаться с нами через запрос звонка там же, и мы объясним все детали.
Обязательно ли наличие классического художественного образования для занятий китайской живописью?
Когда-то я слышала такое мнение, что наличие такого образования может даже мешать на первых этапах обучения. Занимаясь китайской живописью гунби мы особым образом держим кисть, учим новые правила композиции. Также там присутствует обязательный символизм, который тоже нужно учитывать. Но если человек открыт всему новому и очень увлечен и трудоспособен, что его может остановить?
И последний вопрос: китайская живопись — это арт-терапия?
Безусловно! Для меня рисование в стиле китайской живописи гунби сродни медитации. Мы проводим линии, удлиняя выдох, тем самым активируя парасимпатическую нервную систему, успокаиваемся и расслабляемся, одновременно сохраняя руку твердой, но подвижной.
Красивые цвета радуют глаз и поднимают настроение. Это если говорить о самом процессе создания картин. А готовые работы создают вокруг себя гармоничное пространство, порядок и покой. Вы можете проверить это на собственном опыте — выставка “Павильон орхидей” открыта в Музее Востока до 22 октября.