До 2 апреля в Центре творческих индустрий «Фабрика» открыта коллективная выставка «ЭКСПЕДИЦИЯ_01. НИГДЕЙНАЯ ЗЕМЛЯ», главной идеей которой является важность мест памяти. Создатели выставки изучили эту тему сквозь призму стирающегося пространства 1990-х годов на примере большого загородного дома, который они выбрали центральным объектом своего исследования и куда совершили серию исследовательских поездок. Поездки включали в себя: разведки, пространственные и телесные исследования, создание архивов и коллекций, коллективные дискуссии, производство художественных работ.
Помимо создания работ художниками, внимание уделялось также форме экспедиции и коллективности процесса. Творческая команда проекта — куратор Майкл Арутюнян и художники: Алена Астахова, Лена Власова, Полина Гисич, Дарья Головкова, Мария Панина, Александра Тен размышляют о том, какой отпечаток оставили события прошлого и настоящего в жизни страны.
Мы поговорили с куратором выставки Майклом Арутюняном об истории создания проекта, а важности памяти, об артефактах, найденных в ходе подготовки к выставке и о многом другом
– Как появилась идея проекта? Когда она появилась и как обозначилась концепция?
Идея проекта появилась весной 2022 года, когда мы с художниками делали сайт-специфический проект «Приближение» в рамках Ночи Музеев ‘22 в закрытом на реставрацию мемориальном музее-мастерской скульптора-модерниста Анны Голубкиной. Там мы с художниками исследовали пространство, которое находится в двояком состоянии видимости/невидимости, воспринимали его как место памяти с элементом genius loci и пытались на чувственном уровне (нематериальное и неуловимое), параллельно исследуя архивы (материальное), проявить его локальную историю из сумеречности на свет, дать голос локальному герою, локальной истории, казалось бы, забытому блоку идентичности района; приблизить фигуру Анны Голубкиной, ее художественный гений, к зрителю.
Совершая короткие сайт-визиты, исследуя in situ это место памяти, где когда-то жила и работала знаменитая представительница отечественной скульптурной школы, я понял, насколько это позволяет сформировать более глубокую и полную связь с местом, когда ты работаешь с ним бок о бок, видишь его присутствие вокруг тебя. Это богатый материал для художников — работа с конкретным, обозримым, а не только абстрактным, умозрительным (если только художник намеренно не работает со смутным и нечетким).
Зачатки исследования загородного дома в деревне Б городского округа Домодедово как раз родились благодаря этому первому «пилотному» проекту. Мы с художниками знали лишь контуры истории места будущего исследования — неслучившийся кооператив, роковой заказ в 1998 году, спад производства, спад уровня жизни общества, поворотное и странное время для человека. Через место и локальное — исследовать большое и глобальное. И уже когда мы с художниками приехали на заезд, то много размышляли над тем, на чем же остановиться, чтобы сделать проект более четким и конкретным. Так мы пришли к теме 90-х — противоречивых, турбулентных, хаотичных.
– Центральной идеей проекта является важность мест памяти, скажите почему, на ваш взгляд, эта тема является актуальной сейчас?
Идея мест памяти и уникальности этого феномена, работа с историей, историческим наследием нашей страны, кажется нам важной для понимания себя сейчас. Работая с пространствами, их историческими слоями, артефактами, «духами», метафизикой, энтропией, мы с художниками поняли, что нас интересует историческое наследие нестабильного прошлого нашей страны, сожжённые и запрятанные эпизоды прошлого, о которых важно говорить, чтобы избежать амнезии, предотвратить повторение, переосмыслить настоящее и выстроить стратегии совместной жизни как сообщества в будущем.
Здесь неотъемлемую роль играет пространство как точка старта исследования; места, стирающиеся историко-культурные ландшафты, которые являются конгломератами различных смыслов, идей, образов, которые являются отражением больших глобальных нарративов. Здесь локальное вступает в коммуникацию с глобальным — и получается более правильная и многогранная история, где ничего не забыто, ничего не стерто, никто не проигнорирован.
– Почему вы выбрали именно этот дом объектом своего исследования?
Дом в деревне Б. городского округа Домодедово — это отличный кейс, который позволяет на его основе расширить оптику и поразмышлять о течении времени, его круговороте, круговороте истории, его неустойчивом течении. Это место должно было стать кооперативом по производству обуви «Кристина», художественной мастерской или артелью для художников, большим особняком. Однако ошибки времени, ошибки людей в 90х годах навсегда отменили и разрушили мечты о «доме-для-всего», о лучшей жизни. Начав со стремительного взлёта в 1988 году, кооператив планировал переместиться в специально отстраивающийся дом, однако строительство остановилось. И дом-утопия не принял работников, не принял людей в свой чертог.
Это место — фантом, монумент времени, герой своей эпохи. Мемориал… Наш проект — не только о доме, но о времени вообще, об истории, о связях с тем, что происходит сейчас. Как мы можем критически осмыслять прошлое? На этом доме отразились основные социально-экономические факторы истории Новой России.
– Расскажите о структуре выставки и о каждой из представленных здесь зон: «Архив», «Коллекции и процессы», «Взгляд художника».
Пространство экспозиции поделено на три взаимодополняющие зоны: «Архив», «Коллекции и процессы», «Взгляд художника». Такое разделение позволяет сформировать более точный и структурированный зрительский опыт, ведь посещение нашей выставки можно воспринимать как экспедицию и здесь важно постепенно через общие факты переходить к более локальным смыслам и образам истории страны и истории дома.
«Архив» — первая зона выставки. Она начинается около кураторского текста и продолжается на балконе зала «Оливье». «Архив» представляет сжатый исторический контекст через призму дома, его реальной фактуры, материального и нематериального пластов — мы настраиваем фокус внимания и погружаемся глубже в тему коллективного исследования. И начинаем мы нашу иммерсию с дома как точки отсчета проекта и продвигаемся к документам, предметам, артефактам, подтверждающие реальность существования места памяти и реальность производства.
Следующая зона — Зона «Коллекций и процессов» начинается здесь же, на балконе, с документального фильма и продолжается индивидуальными коллекциями артефактов художников внизу в небольшой нише между колоннами. Документальный фильм «ЭКСПЕДИЦИЯ_01. НИГДЕЙНАЯ ЗЕМЛЯ. Процесс исследования» передает коллективный опыт экспедиции в «остановленное» место как метод художественной работы и приоткрывает завесу нашей совместной с художниками жизни и работы в этом доме. А коллекции артефактов художников, которые собирались в рамках первого этапа (экспериментальных разведок) — это штудии, пробы освоения пространства, этюда. Коллекция включает оптику художника и погружает в тему исследования. Коллекция – это либо точка старта проекта («брейншторм»), либо неотъемлемая поддерживающая часть проекта, если у художника появилась идея до посещения, либо вовсе коллекция может перейти в разряд произведения искусства.
Зона «Взгляд художника» — самый обширный уровень выставки «ЭКСПЕДИЦИЯ_01. НИГДЕЙНАЯ ЗЕМЛЯ». Здесь представлены финальные художественные проекты, результаты экспедиции, в формате оригинальных высказываний от графики, живописи и керамики до пространственных объектов, интерактивных инсталляций и видеоработ. Работы художников — это импульсы, реакции, комментарии и аффекты на полное погружение в прошлое, знакомство с 90-ми, его полустертыми нарративами. Это визуальное воплощение поинтов постпамяти как механизма передачи/присвоения исторического знания от одного поколения к другому.
– Когда и как сформировалась команда проекта? Расскажите о художниках, принимавших участие в проекте
Команда проекта начала формироваться ещё во время работы над выставкой «Приближение» в музее Анны Голубкиной. Среди участников там были Лена Власова и Дарья Головкова, которые согласились стать частью команды «ЭКСПЕДИЦИЯ_01. НИГДЕЙНАЯ ЗЕМЛЯ». Дальше в нашу группу пришла Полина Гисич, Александра Тен, Мария Панина и за день до нулевого сайт-визита —Алена Астахова (они вместе с Сашей Тен приехали на 12 день заезда в августе).
Художники проекта — большие профессионалы, работающие с такими темами, как память, время, история, прошлое, идентичность, миф; и каждый из них в своих проектах так или иначе касается сайт-специфичности как метода исследования — это импульс, который дал им дом и возможность работать на локации, с полным погружением, с полным укоренением в реальное, ещё живое, тело 90х годов — дом, который воздвигался в то время и перетерпел, подобно поколению девяностых, весь тот хаос.
Алена Астахова работает с мифотворчеством, народной памятью, волшебством и магией; Лена Власова исследует пространство, психоэмоциональный климат мест, изучает пространства-на-грани, метафизику; Полина Гисич работает с постпамятью и создаёт технологичные инсталляции; Дарья Головкова также работает с темами прошлого, постпамяти и методами фиксации и проявления памяти; Мария Панина работает с ощущениями, с темами смерти, перевёрнутости, обречённости, оперируя редимейдом как точным медиумом для передачи ее идей; Александра Тен изучает темы социальных конструктов, идентичности, памяти, истории, политики. Нам удалось создать некую слаженную и гармоничную полифонию голосов.
– Можете ли вы выделить самый интересный артефакт, найденный в доме?
Такой объект выделить сложно, потому что каждый найденный артефакт уникален и несёт в себе историю. Каждый ценен сам по себе и требует внимания и достойных акцентов. Но размышляя над ответом, в голову приходит синий пластиковый колокол «Россия 1996» из коллекции Марии Паниной. Это потемкинская деревня. Объект с потерянной функциональностью, колокол, который не звенит, не может сказать ничего или предупредить. Этот безъязыкий объект — о времени, о людях и государстве. Сейчас, в опыте сегодняшнего дня, и тогда, в прошлом, в опыте наших родителей, бабушек, дедушек и родственников.
– Ваши дальнейшие творческие планы?
Мы будем продолжать наши Экспедиции и формировать методологию, которую хотелось бы зафиксировать, чтобы и новые участники в команде могли легко понять основные точки, ходы, стратегии и траектории работы с нестабильным прошлым России через призму конкретных стирающихся пространств — мест памяти, носителей уникального исторического знания. Следующая сессия будет посвящена советским санаториям или домам отдыха. А третья экспедиция — Гражданской войне (1917-1922 гг.), ещё не отрефлексированной в полной мере, как и 90е (потому что больно вспоминать и ворошить), но требующей этого. Для санаторной экспедиции мы пока в поиске места, а третья экспедиция будет привязана к локальной истории Усадьбы Архангельское.
*главное фото — Александра Тен. Кристина. Кадр из видео.
Выставка ««ЭКСПЕДИЦИЯ_01. НИГДЕЙНАЯ ЗЕМЛЯ» открыта до 2 апреля
Центр Творческих Индустрий «Фабрика», зал «Оливье», Переведеновский переулок, 18.
Вторник – Воскресенье,