В музее Москвы на Зубовском бульваре открылась выставка «Петров-Водкин. Ломакина. Стихия Крым». 2023 год назван годом педагога и наставника, поэтому предлагаем вам насладиться одним из тандемов учителя и ученика в лице великого художника первой половины XX века Кузьмы Петрова-Водкина и его ученицы Марии Ломакиной. Это пример того, как ученик усваивает лучшие идеи своего наставника, перенимает его мастерство и, ассимилируя с собственным опытом и мироощущением, вырабатывает свой уникальный стиль.
Творчество Кузьмы Петрова-Водкина представлено во многих музеях России и не только. Большая часть коллекции принадлежит Третьяковской галереи и Русскому музею в Санкт-Петербурге, также многие картины принадлежат мемориальному музею в Хвалынске (родина К. С. Петрова-Водкина), в доме-музее Максимилиана Волошина и многих других. Временная экспозиция в музее Москвы ценна тем, что площадка собрала в одном месте большую часть произведений художника, именно такие события дают нам возможность понаблюдать за его поисками, проследить как вместе с изменяющимся миром меняется его восприятие событий, увидеть, что во всем этом калейдоскопе всегда остается место для неизменных идеалов.
Чтобы вы могли по достоинству оценить выставку и проникнуться глубиной мыслей, выраженных в представленных произведениях, я хочу вам немного рассказать о Кузьме Сергеевиче, о его поиске истины и о времени, свидетелем которого он был.
Творчество Петрова-Водкина является воплощением русского символизма, активный период его работы приходится на конец XIX – первая половина XX века. Как вы помните еще со школы, этот период вошел в историю как период глобальных человеческих перестановок, период смены парадигмы, время трех революций. Так как Петров-Водкин был выходцем из крестьянской семьи, он не понаслышке знал жизнь бедных деревень, его отец был сапожником, а мать работала прислугой в богатом доме хлеботорговцев, вполне логично, что революционный переворот он поддержал. Художник видел в нем путь социальных преобразований, путь к новой жизни, в которую войдет совершенно новый человек.
«Чудесная жизнь ожидает нашу родину, и неузнаваемо хорош станет хозяин — народ земли русской. Жалкие клоповники-деревни зацветут садами и любовью к труду свободному. Каждый узнает в себе человека, уважать в себе его будет, а поэтому и других будет уважать. Врага один в другом не увидят — недоверия не будет друг другу».
(К.С. Петров-Водкин. «Письма. Статьи. Выступления. Документы», Изд.: Советский художник, Москва, 1991г.)
Романтический взгляд на события он передает в картине «Купание красного коня», многие увидели в этой картине предвосхищение революции, об этом чуть позже скажет даже сам Кузьма Сергеевич. Его «Красный конь» – это величественный образ, символ грядущих перемен и управлять этими переменами должна не грубая подавляющая сила, а чистое, светлое, надмирное начало, которое он изобразил в виде тонкого задумчивого юноши, обуздавшего стихийную мощь красного коня (революции).
Романтический настрой со временем развеется, и надежда на то, что мятежным путем очистится душа народа пройдет в нем. Петров-Водкин будет и подавлен, и разочарован, но удивительным образом всегда будет находить в себе силы на веру в лучшее, и обладать огромной личной ответственностью, ведь перемены не произойдут, если ты не меняешься сам, если ты не прикладываешь к ним работу.
«Так многое хочется сделать, и так много надо работать, чтоб дать людям самое хорошее, искреннее, что в тебе есть. И какой это огромный труд, чтоб дать именно то, что вечное, что святое для человеческой души, чтоб не прибавить лишнего сора, грязи, чтобы просветлять веру человека в жизнь и его назначение на земле.»
(Из книги К.С. Петров-Водкин. «Письма. Статьи. Выступления. Документы», Изд.: Советский художник, Москва, 1991г.)
Для Кузьмы Сергеевича было важно отыскать глубинный смысл в предметах, в жизни, в событиях, осознать некое космическое значение. Петров-Водкин обращается к метафизике, он стремится поднять человеческий взор над пространством и бытом. Именно порыв проникнуть в таинственную душу мира становится основой символизма. А символизм Петрова-Водкина вобрал в себя черты очень многих стилей и эпох. В основу его художественного видения легла иконография, работы хвалынских монахов-иконописцев. Кузьма Сергеевич был человеком глубоко верующим, но он не следовал канонической религии, ему не нравилась обрядность, лицемерность служителей церкви. Посетив первые христианские катакомбы в Риме, он написал матери:
«Исчезли тайные богослужения под землей, выстроились огромные блестящие золотые храмы с жирными, озверевшими попами, и ничего не осталось в них от прячущихся под землю красот человеческой души… Собираются невежественные попы, спорят, ругаются из-за каких-то перстосложений, одежды, и Христос все дальше, туманнее скрывается от людей, загороженный торгашами, непонятный, печальный, одинокий остается Христос».
(Из книги К.С. Петров-Водкин. «Письма. Статьи. Выступления. Документы», Изд.: Советский художник, Москва, 1991г.)
Петров-Водкин рассматривал веру гораздо шире, в Христе, Богоматери он видел торжество гармонии, именно в их образах он воплощал надежду на человечество, на торжество безусловной любви в мире.
При взгляде на его полотна вы сможете отметить странность построения, необычный ракурс, он немного сбивает с толку, но это не ошибка, это намеренный шаг. Важным вкладом в живопись стала разработка сферической перспективы. Через нее Петров-Водкин обращается к вопросам космологизма, отсекает все напускное и ставит в центр вопросы постижения бытия. Интересно, что это чувство пришло к нему в результате случайного падения в овраг.
«Но теперь, здесь на холме, когда падал я наземь, предо мной мелькнуло совершенно новое впечатление от пейзажа, какого я еще никогда, кажется, не получал. Решив, что впечатление, вероятно, случайно, я попробовал снова проделать это же движение падения к земле. Впечатление оставалось действительным: я увидел землю, как планету. Обрадованный новым космическим открытием, я стал повторять опыт боковыми движениями головы и варьировать приемы. Очертя глазами весь горизонт, воспринимая его целиком, я оказался на отрезке шара, причем шара полого, с обратной вогнутостью, — я очутился как бы в чаше, накрытой трехчетвертьшарием небесного свода. Неожиданная, совершенно новая сферичность обняла меня на этом затоновском холме. Самое головокружительное по захвату было то, что земля оказалась не горизонтальной и Волга держалась, не разливаясь на отвесных округлостях ее массива, и я сам не лежал, а как бы висел на земной стене. Тогда я, конечно, не учел величины открытия, только испытал большую радость и успокоенность за мою судьбу пред огромностью развернувшегося предо мной мира. После этого масштаба среди людей показалось мне простым и нетрудным наладить жизнь.»
(К.С. Петров-Водкин «Пространство Эвклида»)
В течение жизни Кузьма Сергеевич много путешествовал, он проходил обучение в школе Антона Ашбе в Мюнхене, он посетил Италию, делая зарисовки в Милане, Флоренции, Риме и других городах, жил и работал на протяжении двух лет во Франции в Париже, из путешествий по Африке привез огромное количество этюдов. Он очень скрупулёзно рассматривал произведения искусства разных эпох, вглядывался в современников и с невероятной точностью стремился передать не просто внешний облик, а ускользающую эфемерную суть существования. Безусловно, он был хорошо знаком с течениями западноевропейского искусства, в его работах можно отыскать въедливость мастеров позднего Ренессанса, постимпрессионистские черты Сезанна, Гогена, фовистские поиски Матисса, кто-то находит черты художественной группы «Наби» и даже Барбизонской школы. Но все эти общие черты лишь подчеркивают общий характер времени, где человек стремиться выйти из оцепенения и ответить на самые жгучие вопросы жизни.
Его ученица – Мария Владимировна Ломакина стала продолжателем идей Кузьмы Сергеевича, она искала в окружающем пространстве гармонию и красоту, признавала, что через искусство можно познать сущность своего бытия.
Схожесть их стилей и взглядов неоспоримы, но основным жанром для Марии Владимировны стал пейзаж, через который она показывает, что каждый уголок земли – это элемент вселенской гармонии.