Все мы в детстве смотрели и пересматривали десятки мультфильмов, но вряд ли когда-нибудь задумывались о процессе их производства. При этом попасть на студии мультипликации и увидеть, как оживают знакомые персонажи, хотят не только дети, но и взрослые. Мы побывали на студии Platoshka и встретились с ее учредителем Анной Шелегиной и режиссером Гаянэ Охота. В этом году семейному проекту исполняется три года, и мы поговорили, как сейчас можно создать студию с нуля, чему учат «Цветняшки» и существуют ли табу в профессии.
Анна Шелегина
Учредитель, генеральный директор
Начнем с самого начала: как появилась идея создать свою студию мультипликации Platoshka?
Все началось с рождения внука Платона. Это событие кардинально изменило мою жизнь. Я поменяла место жительства, чтобы быть рядом с малышом и дочерью, а также свою профессиональную деятельность, превратившись из директора школы в директора анимационной студии. До сих пор не могу поверить, что решилась на такие перемены. Мой профессиональный вектор изменился под влиянием совместного времяпровождения с Платоном. Однажды, открыв для себя и него мир детской анимации, я поняла, что есть много всего, чего, на мой педагогический взгляд, не хватает малышу-зрителю. Когда я поделилась этими соображениями за семейным обедом, кто-то из нас сказал: «Критиковать легко, а вот взять и сделать что-то самостоятельно не каждый сможет». На такой вызов мы не могли не ответить даже самим себе. Конечно, это было очень амбициозно и остается таким до сих пор. Но главный девиз нашей семьи – в мире нет ничего невозможного. Если чего-то хочется – надо пробовать. На следующий день мы начали работу… На календаре был октябрь 2019-го.
Сколько прошло времени от задумки до реализации?
9 декабря 2019 года – день рождения студии анимации Platoshka. Нам понадобилось немного времени, чтобы зарегистрировать ООО, сделать поверхностное изучение анимационного бизнеса, и очень много удачи для того, чтобы встретить нужных людей.
Сегодня, спустя три года, в преддверии нашего дня рождения у нас 110 серий флагманского развивающего анимационного мюзикла «Цветняшки», собственный YouTube-канал, наш сериал представлен на всех российских платформах и ТВ-каналах, он адаптирован для китайского и английского телевидения. Песни из сериала представлены на всех музыкальных платформах. Мы в процессе покорения мира. А самое главное, у нас отличная команда – люди, горящие идеей делать мультфильмы с любовью. А еще очень удобный и комфортный офис с детской игровой комнатой и три проекта на стадии девелопмента «БУ кот», «Агата – королева сада», «Антрон».
Ваш флагманский проект – это «Цветняшки», который ориентирован на аудиторию малышей до четырех лет. Что вам позволяет понять, какой контент нужен ребенку в этом возрасте?
Педагогическое образование. Потребности собственных детей и внуков. Запросы современных родителей. И главное – наше внутреннее желание сказать нашим зрителям то, что кажется важным нам, нашей команде, то, что сделает малышей счастливыми, а мир вокруг – лучше и добрее.
«Цветняшек» можно посмотреть на YouTube. У какой-то серии могут быть миллионы просмотров, у другой – всего несколько тысяч. Вы начинаете задумываться, а что там не так, почему она не так популярна?
Количество просмотров серии на канале не всегда показатель ее популярности у зрителя. Тут много факторов, которые могут повлиять на алгоритмы «YouTube», на попадание контента в рекомендации. Поэтому не всегда одно – это следствие другого.
Вообще, мы считаем, что это нормально, когда одни серии нравятся больше, другие меньше. Уверены, что у каждой серии есть свои поклонники и свой путь к успеху. Но, безусловно, у нас есть серии-хиты – «Автобус», «Доктор», «Чужая игрушка», «Забег» и, конечно, Колыбельные от Цветняшек – это очень популярный контент.
Сейчас на рынке, помимо «зубров», в производстве мультипликации есть еще и много маленьких студий. Вы следите за своими конкурентами?
Конечно, нам интересны новые проекты наших коллег – как с содержательной, так и с производственной стороны. Интересно наблюдать за студиями с позиции бизнес-стратегии.
А какие проекты, о которых уже можно говорить, вы планируете запускать в ближайшее время?
Мы познакомили зрителей с первым сезоном «Цветняшек», состоящим из 55 серий. Условно сезон можно назвать «Знакомство». Герои – Цветняшки – рассказывают о себе, демонстрируют через увлекательные истории свою развивающую миссию в сериале. Напомню, сериал направлен на гармоничное развитие ребенка и затрагивает такие сферы, как интеллектуальное, сенсорное, физическое, художественное, музыкальное, социальное и речевое развитие. В данный момент на нашем YouTubе-канале каждый четверг выходят серии второго сезона. Кроме того, серии уже представлены на ТВ и практически на всех медиаплатформах. Второй сезон «Цветняшек» – «Эмоции и чувства» – посвящен развитию эмоционального интеллекта. Малышей и их родителей ждут серии, в которых герои сериала расскажут о том, как нужно поступать с чужими игрушками, мириться, если поссорился, бороться со страхами, преодолевать грусть, признаваться в своих ошибках и их исправлять, а также многое другое. Сейчас у студии в работе третий сезон «Цветняшек» – «Семейные истории». Он про отношения в семье и различные социальные роли. Мы уверены, что эти серии будут интересны не только малышу, но и всем членам семьи. Герои мультфильма попадают в истории, которые встречаются в повседневной жизни каждой семьи, пропагандируют семейные ценности и дают важные советы.
Вы на рынке уже три года: можете ли сказать, с какими проблемами сталкивается современная российская мультипликация?
В российской мультипликации очень много талантливых людей, мечтающих делать великие проекты, готовых покорять зрителя во всех уголках земного шара. Но создание мультфильма – это очень дорогостоящий процесс. Самостоятельным, независимым от государства студиям очень нелегко выжить и дождаться окупаемости своих проектов. Для того чтобы тебя восприняли в медиа и лицензионном пространстве, нужно иметь качественный проект, который востребован. Это не только инвестиции в производство контента, это большие инвестиции в его продвижение.
Скажите, есть ли у вас какие-то табу? Ели вам будут все коллеги говорить, что надо сделать вот так, вы скажете твёрдое «нет»?
Мы уверены, что в мультфильм люди должны вкладывать те идеи, которые находят отражение в их сердцах. Качественный продукт – это продукт, который сделан с любовью. Поэтому мы никогда не будем делать мультфильмы, которые не отражают наших нравственных ценностей и идеалов, представлений о мире и добре, о прекрасном.
Гаянэ Охота
Режиссер
Гаянэ, расскажите, чем режиссер-мультипликатор отличается от режиссера кино?
В принципе, это одна и та же профессия, просто инструмент разный. У анимационного режиссера нет оператора с камерой, а вместо актеров – трехмерные персонажи.
Как строится ваша работа, с чего обычно начинается производство проекта?
У нас в команде есть талантливые композитор и сценарист. На основе их песен я собираю музыкальное радиошоу с репликами. И уже на базе звуковой дорожки у меня появляется визуальное представление всей серии. Я представляю, в каком месте серии возникнет конфликт, а где произойдет драма – например, лисенок потерялся. Соответственно, дальше будет песня о его чувствах, переживаниях, а потом идёт разрешение конфликта, когда родители его найдут. То есть я уже понимаю, как предварительно это будет выглядеть, делаю наброски мизансцены и потом уже отдаю режиссеру серии, который с этим работает. Он прорисовывает черновой аниматик, который я смотрю, корректирую, утверждаю. А дальше у нас все это идет в производство, где с помощью компьютерных технологий собирается вся эта красота, которая в итоге получается.
Когда к вам попадает в руки сценарий, вы можете сказать, мол, нет, вот это может не получиться, надо попробовать сделать иначе?
Когда я работаю в команде, то считаю, что каждый ее член должен доверять другому, для этого команда и собирается. Когда кто-то один начинает всех давить и говорить, что нет, вот это будет вот так, то пропадает движение энергии в команде. Иногда это тоже работает, но недолго, и в какой-то момент энергия перестает циркулировать. Поэтому, когда я беру сценарий, могу максимум скорректировать некоторые реплики, предложить какие-то другие или что-то подрезать, так как у нас есть ограничения по длине серий. И в то же время стараюсь не переделывать ничего очень сильно.
Создается впечатление, что раньше, в советское время, режиссер-мультипликатор держал все в собственных руках, а с развитием компьютерных технологий приходится все больше и больше делегировать другим специалистам, так как процесс производства сильно усложнился.
Все зависит от проекта, потому что у советских студий мультипликации не было таких жестких сроков – они создавали серию достаточно долго. Там режиссер в принципе мог позволить себе копаться в процессе. По моему опыту, когда я только пришла на проект, то дополнительно к режиссерским выполняла разные функции: супервайзер лейаута, анимации, но когда у нас стали нарастать сроки производства, это уже стало невозможным, потому что появились понятия «один день», «24 часа», «физические силы», «возможности». И тут нужно уметь делегировать, потому что если не научишься это делать, то четыре серии в месяц не выпустить. Это далеко не каждой студии удается сделать.
Когда в сериале появляются новые персонажи, то вы сами их придумываете или ставите эту задачу перед командой и дальше выбираете?
Когда персонаж зарождается в сценарии, то мы с Аней обсуждаем его характер и архетип. И на основе этого составляем описание, которое отдаем художнику-постановщику для проработки образов. Но, несмотря на это, я все равно накидываю какие-то свои идеи по его образу в черновике.
Вот вы придумываете персонажа и отдаете его на проработку, а художник-аниматор может его в процессе отрисовки не специально немного видоизменить и так по цепочке. Насколько сложно контролировать весь этот процесс?
Дизайн персонажей мы все уже проработали во время препродакшна, на стадии предварительной работы. Сейчас у нас, например, появляется всего несколько новых персонажей за весь сезон. Конечно же, я принимаю участие в комментировании, чтобы этот образ соответствовал характеру персонажа, был самостоятельной фигурой. Но в то же время какие-то мелкие детали я даже не смотрю, потому что уже знаю, что у нас есть квалифицированные ребята, которые вполне могут все сделать хорошо. И то, что я вижу на выходе, мне уже нравится. Да, я иногда могу в какой-то момент сказать: «Так, стоп-стоп-стоп, тут что-то не то». Но это бывает очень редко, когда я могу что-то вернуть назад и отправить в переделку.
Я задавала этот вопрос Анне, хочу задать его и вам. Как вам кажется, с точки зрения режиссера, есть ли сейчас проблемы у современной российской анимации?
Есть какая-то неуверенность в себе. Я основываюсь на западном опыте, так как училась в США на режиссера анимации и могу сказать, что там, например, даже студент очень уверен в себе. Он понимает, что у него не хватает каких-то навыков, в чем-то он не дотягивает, но у него есть проект второго курса, третьего или дипломная работа, и он к нему относится на полном серьезе, прямо как настоящий режиссер. То есть это как игра по-взрослому. Уже изначально закладывается отношение, что ты все можешь. И когда потом ребята идут в индустрию и работают, то они не боятся каких-то новых технологий. У нас же в России проблема в том, что не хватало школ, хотя их и сейчас не хватает. Мой первый учитель – это Александр Петров. И он рассказывал о своей школе во ВГИКе, а у них она была очень сильная. И все, кто у них выпустился, – это как раз все мэтры советских мультфильмов, которые мы до сих пор смотрим. Но с тех пор школа сильно просела. Даже сейчас, когда мы хотим привлечь на проект новых ребят, то понимаем, что очень мало сильных специалистов. Ну, может быть, скоро все изменится.
У вас есть табу в профессии?
Конечно же, есть. Я не стану работать над проектом, который пропагандирует то, что мне не близко. Даже если за это мне будут платить большие деньги, я однозначно скажу «нет».