Ваше сообщение успешно отправлено!

Катерина Lime Blossom — о своём творческом пути, искусстве и персональной выставке в галерее Kupol

Интервью с художницей Катериной Lime Blossom

До 13 ноября в галерее Kupol пространства Cube проходит персональная выставка художницы Катерины Lime Blossom «Атропос», охватывающая пятилетний творческий путь автора. Центральная идея проекта, отсылающего к идеям темпоральности, — фокусирование на осмыслении времени и непреодолимом течении судьбы и жизни человека. Архитектурно два зала экспозиции предлагают погрузиться в пространство тотальной инсталляции, состоящей преимущественно из текстиль-арта с элементами текстуальности.

Мы поговорили с Катериной о её творческом пути, о том, как она пришла в искусство и чем занималась ранее, о проекте «Антропос» и о дальнейших творческих планах.

Персональная выставка художницы Катерины Lime Blossom «Атропос»

Твой псевдоним Lime Blossom звучит очень выразительно и загадочно. Как он появился и что он означает?

Он переводится как липовый цвет. Ко мне никогда не привязывались никакие дополнительные имена, и поэтому, когда в начале нулевых я создавала свой первый аккаунт в интернете, тогда это был ЖЖ, а в ЖЖ были приняты именно псевдонимы, мне пришлось его придумать самой себе. Почему липовый цвет — не могу сказать, просто тогда понравилось, как звучит. Сейчас это мой любимый запах летней Москвы.

Когда были первые выставочные проекты, я, признаюсь честно, стеснялась, и хотелось скрыться за псевдонимом. Позже я запустила бренд одежды с аналогичным названием. Периодически стремление к простоте приводило к мыслям вернуться к фамилии моего прадеда и представляться снова Чекиной, но это уже оказалось сложно, так как для большинства я все же Блоссом, да и информационный след завязан исключительно на это имя.

Расскажи о своем творческом пути, как ты пришла в искусство? Когда пришло осознание и желание делиться своей энергией с миром? Был ли этот путь гладким или, напротив, тернистым?

Путь был долгим. Родители мои всегда были очень против, поэтому возможность учиться чему-либо в искусстве у меня появилась уже только в те годы, когда смогла зарабатывать сама на это деньги. Хотя желание поступать в художественные вузы у меня появилось еще в старших классах, но тогда я прекрасно понимала, что без академической школы меня никто никуда не возьмет. В итоге при отсутствии другого выбора поступила в НИУ ВШЭ, знаю, что для многих это удивительно звучит.

Поэтому сам путь был непростым. Когда у меня уже появилась возможность учиться, во второй половине нулевых было сложно найти какую-либо адекватную фундаментальную школу и уж тем более второе высшее, и я долго искала грамотных учителей и добирала академизм, участвовала в некоторых в выставочных проектах и боролась с комплексом самозванца, и не нашла ничего лучшего, как поступить в БВШД на «Дизайн одежды».

Персональная выставка художницы Катерины Lime Blossom «Атропос»

В фэшн-индустрии меня быстро и легко приняли, на втором курсе я уже прошла в финал конкурса Profashion, делала показ на CPM, потом на Санкт-Петербургской неделе моды, была финалисткой еще нескольких российских конкурсов дизайнеров, сразу после окончания БВШД продавала свои вещи в значимых мультибрендовых бутиках. В итоге в 2016 году Российская Палата Моды вручила мне грант, и я провела свой персональный показ на MBFW в Манеже. Показ, с одной стороны, был успешный, обо мне писали наши топовые СМИ и приглашали на другие недели моды, но экономическая ситуация в стране тогда сильно изменилась, кардинально поменялась структура потребления моей целевой аудитории, да и оказалось, что я хороший менеджер, бизнес-консультант и дизайнер, но именно свой бизнес — совсем не мое. И я приняла непростое решение, что ставлю на паузу фэшн и возвращаюсь к тому, с чего изначально начинала. Ведь заниматься одеждой я начала из здравой логики — я старалась найти компромисс между искусством и необходимостью как-то жить в нашем капиталистическом мире.

В целом я ни о чем не жалею. ВШЭ и 8 лет работы руководителем в крупном международном банке дали мне много ценных знаний и навыков, я знаю, что я разберусь с любой ситуацией и в любой стране. А карьера в индустрии моды помогла мне, наконец-то, научиться управлять внутренними сомнениями.

В твоей художественной практике присутствует междисциплинарность: ты занималась и живописью, и графикой. К чему ты больше всего тяготеешь сейчас?

Я еще занимаюсь текстиль-арт, создаю инсталляции и делаю перформансы. И все одинаково важно для меня. Сейчас практически отошла от живописи, хотя начинала я именно с нее. На текущий момент для себя оставила только абстрактную живопись, которая по своей сути — графика. Я давно слышала про смерть живописи, но упорно старалась пробиться через сопротивление материала. С 2019 года каждое живописное полотно я называла последним. В итоге последнее было летом 2021 (ну, сейчас я так думаю). Я окончательно поняла, что поверхность холста слишком плоская для меня, в живописи слишком много сохраняется специального. И более того, я не знаю ни одного современного художника, кто, с моей точки зрения, это действительно преодолел.


В дополнение к художественным практикам ты также одно время занималась и созданием одежды. Расскажи про это направление своей деятельности, осталось ли это в твоей практике?

С 2017 года одежда пока на паузе. Прежде всего, в связи с тем, что требует слишком много финансовых вложений, времени и энергии на организационные процессы, и является скорее долгосрочной инвестицией. 

При этом к одежде я подходила именно с позиции художника, все вещи создавала сама методом наколки на манекене, по сути, это были абстрактные скульптуры из ткани. Поэтому мое стремление к работе с живым материалом и объемом сейчас выражается в полной мере в работе с тканью и в пространственных инсталляциях.

Перейдем к твоей персональной выставке в Kupol Gallery. Как она готовилась, когда появилась и обозначилась концепция?

С галереей “Купол” мы начали сотрудничать этим летом. Звучит смешно, но этим летом я впервые сделала портфолио и отправила его интересным мне галереям. “Купол” откликнулись первыми и быстро приехали ко мне в студию. Тогда мы сразу решили, что нужно в октябре сделать персональную выставку, посвященную моим текстильным работам. 

Определиться с принципом экспонирования было непросто — каждая работа достаточно сильная и требует воздуха. По формату работы также различаются, так как каждая ткань — со своей историей, я нахожу их непросто, и все они не являются тиражными. Плюс хотелось и пространственные инсталляции, а пространство галереи не очень большое. Поэтому важно было найти оптимальное решение и трансформировать белые стены галереи.

Прорабатывая концепцию, я прошла важный этап переосмысления своих собственных работ. В экспозицию вошли работы, созданные в течение 5 лет. И у меня теперь уже была возможность сопоставить события, происходящие до, вовремя и в процессе создания работ, увидеть, как работы отражали и мои переживания, и внутренние трансформации, и внешние процессы. И ясно стало видно, что результатом исследования стала куда более широкая область, чем изначально я закладывала. В работах проявляется многомерность, повторяемость, неизбежность и необратимость события, путь проживания тяжести телесности и физичности, также затрагивается область «женского делания» и своего рода ритуальности.

Персональная выставка художницы Катерины Lime Blossom «Атропос»

«Антропос» в переводе с греческого — неотвратимость, неуклонно приближающая будущее. Что лично ты вкладывала в название проекта?

Когда мы летом готовили концепцию, я впервые решила изучить, как выбранный мной художественный язык затрагивается в мифологии и традиции различных культур. И выяснилось, что, исследуя переживания качеств времени и принципы реализации в физическом мире событий жизни человека через работу с тканью, нитями, камнями и вышивальными практиками, я достаточно плотно подошла к общему для многих традиций архетипу. Наиболее точным и чистым архетипическим образом мне увиделся образ трех греческих мойр (богинь судьбы) и в частности богини Атропос, которая считается мойрой будущего и в определенный момент перерезает нить человеческой судьбы. С древнегреческого Атропос переводится как неотвратимость, неуклонно приближающая будущее.

Во всех моих практиках для меня очень важен образ бесконечно тянущейся нити, линии. При этом не менее важен момент неизбежного прерывания. И неизбежного возобновления.

Выставка охватывает большой временной промежуток, полудесятилетие. Расскажи, как удалось вместить такой большой срез в один проект: он готовился 5 лет, или туда вошли ранее подготовленные работы?

 Я обычно работаю сразу в нескольких направлениях. Если простым языком — над несколькими сериями, которые исследуют различные грани одной глобальной темы наблюдения и дополняют друг друга. Поэтому работа над каждой серией, поиск и развитие длится действительно достаточно долго.

Сквозь тончайшие нити на нескольких работах выставки проступают слова — «Нежность», «Сон», «Неизбежность». Почему ты выбрала именно их?

Честно признаюсь, это самый странный и неожиданный для меня вопрос, который я слышу от посетителей. В моем понимании, выстроенные в единую логику слова дают значительно более плоскую картину смыслов, чем многомерность образов. Предложения, в моем понимании, упрощают и даже зачастую теряют смыслы. Поэтому, собственно, я и работаю с образами, а не пишу тексты. Но иногда использую отдельные слова как намеки, намеки на явления, на состояния, в которые предлагаю зрителю заглянуть глубже. Например, «нежность» — это, прежде всего, про качество отношения. Отношения к себе, к своему телу, к своему проявлению, к миру, к окружающим. Некое напоминание, проявляющееся сквозь неизменно повторяющиеся линии жизни.

Персональная выставка художницы Катерины Lime Blossom «Атропос»

Архитектура выставки поражает своей красотой, буквально приглашая войти внутрь тотальной инсталляции, а красные нити чем-то напоминают красную комнату Дэвида Линча. Сложно ли было монтировать такой глобальный проект?

Впервые мы монтировали инсталляцию куба с аналогичной структурой в 2019 году в Башмет Центре. Тогда было сложно, так как я делала это впервые, было четыре больших инсталляции, очень маленький бюджет, многие друзья мне просто помогали, и я ощущала себя тем мальчишкой у Тарковского в «Андрее Рублеве», который руководил отливом колокола. Секрет колокола не знала, множество людей просто мне доверяли и из любви к искусству приходили помогать, и когда колокол зазвонил,это воспринималось реально как чудо.

В этот раз единственное, о чем я переживала, — это мое психически-душевное состояние ввиду событий. И немного смущали сроки монтажа, так как площадка Cube с высокой проходимостью, и на монтаж было очень мало времени. Но мастер и художник Глеб* показал просто невообразимую быстроту монтажа (собрал куб в три раза быстрее, чем сроки, которые мне называли другие мастера). 

А натяжка нитей оказалась очень мягким актом женского делания в очень непростое для нас всех время — натягивать мы начали утром 10 октября, новости было читать страшно, моментами было страшно даже подниматься на улицу (галерея находится на -2 этаже отеля Carlton в самом начале Тверской). Но вместе с галеристками и моими подругами получилось создать небольшой почти магический процесс плетения нитей.

Какие твои дальнейшие творческие планы? В каком направлении хочется развиваться?

Буду продолжать работу и искать выразительные формы художественного языка. И в том числе в работе с новыми материалами, например, сейчас благодаря сотрудничеству с инновационным центром РГУ им А.Н. Косыгина (летом они пригласили меня в art&science-лабораторию) я работаю с конопляными и льняными полотнами, которые сама «напечатала». Еще очень хочу начать работать с керамикой для создания пространственных объектов.

Также сейчас обсуждаем достаточно крупный проект с Фондом поддержки и развития современного искусства, но про это пока рано рассказывать.

Персональная выставка художницы Катерины Lime Blossom «Атропос»

Кто является для тебя источником вдохновения? Расскажи о своих любимых деятелях искусства; кто из современных художников наиболее всего импонирует тебе?

Очень люблю и вдохновляюсь искусством Константина Бранкузи, Билла Виолы, Марины Абрамович, Шона Скалли, Ансельма Кифера. У каждого из них можно бесконечно учиться.

Еще очень люблю современный театр. Для меня это высшая форма искусства, объединяющая все направления, максимальная точка синергии искусств. С удовольствием хожу на спектакли Бориса Юхананова, Александра Белоусова, Максима Диденко, Юрия Муравицкого.

Арт-обозреватель: пишу об искусстве, театре и кино. Создатель телеграм-канала «В потоке». Независимый специалист в области PR и преподаватель йоги.


Еще статьи этого автора

Искусство
Люди и проекты
Поэтесса Анна Малкович — об открытии «Мастерской поэзии» и работе над подкастом
Интервью с куратором мастерской в Центре творческих индустрий «Фабрика»
Театр
Спектакль «Божественная комедия»
Юрий Титов поставил на Старой сцене Мастерской Петра Фоменко "Божественную комедию" Данте Алигьери.
Театр
Спектакль «Созвездия»
Исследуем Любовь в теории мультивселенных вместе с театральным проектом «а39».
Театр
Спектакль «Маяковский. Послушайте» 
Литературно-музыкальная композиция о жизни Владимира Маяковского в Мастерской Петра Фоменко