В Музее русского импрессионизма раскинулся совершенный по своей концептуальности проект «Точки Зрения», где представлены автопортреты и портреты художников конца XIX — начала XX века.
Казалось бы, на выставке — почти одно только портретное искусство, причем часть из работ давно уже многие видели в других музеях и собраниях, а для некоторых зрителей портрет, на первый взгляд, может показаться не особенно интересным жанром, особенно если речь идет о классическом портрете.
Но благодаря своей концепции, выставка приобретает совершенно иные формы и содержания, не просто выставляя рандомные работы художников, а показывая одного и того автора с разных точек зрения, замечательно обыгрывая идею двойственности и многомерности. Вот художник пишет сам себя, добавляя некие грани, которые известны только лишь ему. А вот он уже на портрете другого автора, который подметил совершенно иные детали.
Таким образом, один и тот же человек предстает настолько разным и многогранным, что поневоле начинаешь задаваться вопросом — а тот ли это человек? Конечно автор всегда начинает создавать картину из ключевой точки здесь и сейчас и все люди меняются с течением времени, но тем не менее полярность многих работ в хорошем смысле и радует и озадачивает.
Картин и художников, представленных на выставке, — в огромном количестве. Можно несколько часов блуждать по закоулкам экспозиции, с перерывом на кофе на третьем этаже музея. Там же, к слову, расположился и спецпроект, посвященный знаменитому оперному певцу — Фёдору Шаляпину, где можно увидеть портреты известного баса, сценические костюмы, фотографии, а также его собственные автопортреты.
В основной экспозиции выставки — работы множества всем известных художников: Александра Родченко, Роберта Фалька, Варвары Степановой, Мартироса Сарьяна, Ильи Репина, Зинаиды Серебряковой, Бориса Кустодиева. Некоторые работы совершенно поражают воображение, например, замечательный авангардный автопортрет Владимира Татлина начало 1910-х из Костромского музея-заповедника, двойной автопортрет Виктора Барта из того же музея 1911 года, многослойный автопортрет школы Павла Филонова из «Галеев Галереи», серия автопортретов поэта Максимилиана Волошина и другие работы.
Также очень радует гендерное разнообразие авторов, представленных на выставке. Из запасников, закромов и частных коллекций авторы выставки вытащили работы замечательных художниц, долго время не пребывавших на слуху у зрителя без локального интереса или специального образования. Здесь: Елизавета Потехина, Мария Фаворская, Елена Поленова, Анна Остроумова-Лебедева, Ольга Делла-Вос-Кардовская, Александра Платунова, Елена Киселева.
Отдельно стоит рассказать об архитектуре и об экспонировании, ведь это тоже играет немаловажную роль в целостном восприятии выставки. Работы выставлены в больших нишах, глубокого синего оттенка, что выгодно оттеняет большинство картин. Сами портреты, по большей части, показаны без стекол, что очень славно, ведь это позволяет буквально проникнуть вглубь самих работ, не ища, как часто это бывает точку, где стекло не бликует. Углубление ниш также наслаивает эффект проникновения, и зритель может провалиться в картину, как Алиса в кроличью нору. Множество тактильных работ, представленных на выставке еще больше усиливают это воздействие. Сейчас они уже воспринимаются не столько в контексте инклюзивности, а как незаменимая часть проекта. Любой зритель буквально находится внутри картины и трогает, осязает ее, что, конечно, очень волнительно, почти возбуждающе.
К выставке создатели сделали отдельный сайт, где можно поиграть в игры, навеянные проектом, почитать о художниках и присоединиться к увлекательной прогулке по выставке. В общем, качественно и на уровне. Также к выставке издан каталог.
Отдельно хочется пару слов сказать и про сам Музей русского импрессионизма с их богатейшей постоянной экспозицией, умилительным магазином Серовин и Коров, дизайном которого занималась студии Артемия Лебедева, и отличным кафе с травяным чаем и верандой. Именно в такое пространство возникает желание возвращаться вновь и вновь.
Выставка «Точки зрения» — до 2 октября в Музее русского импрессионизма.