Ваше сообщение успешно отправлено!

Пушкинский музей приглашает обниматься

В Галерее искусств стран Европы и Америки открылась выставка, где можно разговаривать с глиняными камнями и смотреть на картину пятками

В Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина 30 августа открылась первая часть выставки «Котел алхимика. Осязательный взгляд и незрительное восприятие». Опыт временной слепоты, тоннельного зрения, нарушенных пространственных ощущений, слепое рисование и радикальное сокращение палитры, смотрение затылком и пятками — эти и многие другие художественные эксперименты из коллекции музея заставляют нас понять, что привычка доверять своему зрению гораздо более зыбкая, чем принято полагать.

Выставка стала своего рода оммажем к знаковой работе Зигмара Польке «Котел алхимика». В 1986 году на Венецианской биеннале художник расписал изнутри павильон Германии термокраской, которая меняла цвет и интенсивность в зависимости от количества людей внутри помещения и их активности. Картина стала «саморазвивающимся организмом» -это был настоящий прорыв в живописи, принесший автору «Золотого льва».

Ханс Хартунг НН Т-1981- Е44 /1981 год

Разговор о зрении на выставке начинается с классических пейзажей Клода Лоррена и его последователей. В XVII веке естественная палитра цветов сознательно сокращается до трёх. Первый план пейзажного полотна должен быть коричневато-зеленым или золотистым, второй — зеленым, третий — голубые небеса. Живопись управляет нашим зрением, манипулируя им. В создании такого «идеального» пейзажа были задействованы многочисленные технические средства. Кураторы предлагают нам взглянуть в окно сквозь оптические фильтры- черное зеркало и цветные стекла Лоррена.

Настоящей жемчужиной выставки являются редчайшие кабинетные витражи из коллекции музея. Кураторы играют с нашими чувствами с помощью света, витражи медленно тускнеют, подобно угасающему зрению. В зале мы можем прочувствовать кончиками пальцев современную реплику витража XIV века, выполненную художницей Юлией Устиновой.

Иконография слепцов и отношение к ним менялись на протяжении многих веков. Например, в позднем средневековье возникает назидательная традиция изображения чувств в виде символических животных, а к XVI веку становятся популярными аллегорические сюжеты, включающие человеческую фигуру. Так павлин или смотрящий в зеркало персонаж олицетворяют зрение. Поучительные и мистические изображения библейских и мифологических слепцов в работах Рембрандта, Тинторетто, Пикассо и многих других иллюстрируют развитие этой темы в искусстве.


Керамические работы японского художника Нисимуры Ёхэя предлагают сфокусироваться на собственных зрительных ощущениях и сопоставить их с телесным, звуковым и тактильным восприятием. Такой опыт одновременного использования разных чувств называется мультисенсорным. Специально для выставки художник создал три тактильных объекта из необожженной глины.

Они напоминают вертикально вытянутые камни, имеющие мягкую закругленную форму. Каждая из этих скульптур предлагает зрителю совместить прикосновения с каким-либо другим ощущением. «Разговор» общается с Вами с помощью аромата, «Свет глины» распространяет едва уловимое тепло, а «Круглый Голос» начинает еле заметно звучать в ухе обнимающего. Все объекты были созданы в мастерской музея и после выставки останутся в его коллекции.

Нисимура Ёхэй «императорский Рим» 2121

На Западе известность художнику принес проект «Сожженные книги». На выставке представлено пять объектов из серии. Это небольшие скульптуры причудливой формы -книги, обработанные глиняным раствором и прошедшие обжиг в керамической печи при температуре более 1200 градусов. Невозможно предугадать как раскроется книга при термообработке и какую форму примет скульптура в итоге.

Гюнтер Юккер «Белый Крик» 1994

Современные художники, подобно алхимикам превращают наше тело в котел, где варят чудесные зелья, задействуя вкус, звук, прикосновение, обоняние, силу тяжести, термоцепцию и ощущение собственного тела в пространстве. Подходы к созданию художественного высказывания постоянно претерпевают изменения. Так Ханс Арп, разорвав однажды свой неудавшийся рисунок, зафиксировал в виде коллажа результат произвольного падения бумажных обрывков. Позже всё его творчество будет основываться на принципе случайности. А французский художник Ганс Хартунг создавал свои картины методом слепого рисования. Гюнтер Юккер в качестве изобразительных инструментов использует гвозди, а лидер русского авангарда Михаил Матюшин предлагает посмотреть на его картины затылком и пятками.


Тема чувств и редуцированного зрения позволила по-новому взглянуть на коллекцию ГМИИ им. А. С. Пушкина. На выставке представлено более 200 произведений из фондов отделов графики, нумизматики, древнего Востока, искусства и археологии Античного мира, искусства старых мастеров и искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков, а также из российских и зарубежных частных собраний. Многие произведения показываются впервые.

ВЫСТАВКА
«Котел алхимика. Осязательный взгляд и незрительное восприятие. Часть I»
30 АВГ – 13 НОЯ 2022
ГАЛЕРЕЯ ИСКУССТВА СТРАН ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ

Искусствовед, автор канала об искусстве ART4FRIENDS.


Еще статьи этого автора

Жизнь
Галерея ART4: «Семь язв семи ангелов» Василия Кононова-Гредина
Бессмертие искусства перед лицом постоянно меняющейся реальности
Жизнь
«Зона машин» в галерее Гари Татинцяна
«Зона машин» — это термин, определяющий состояние азартных игроков, поглощенных игрой настолько, что
Жизнь
Генрих Семирадский. По примеру богов
Генрих Семирадский был эрудитом, владевшим блестящими знаниями античной мифологии, истории и быта. Его картины
Жизнь
RUARTS: русские художники с уличным бэкграундом
Отличительной чертой русского стрит-арта является тесная связь с традициями русской культуры и предполагает глубокий,