Ваше сообщение успешно отправлено!

«Зона машин» в галерее Гари Татинцяна

Столкновение современных технологий и мира дикой, не тронутой человеком природы

До 26 июня в галерее Гари Татинцяна в Москве идет выставка британского художника Мэта Коллишоу «Зона машин». Пространство небольшое, экспонатов тоже немного, но посетить её нужно обязательно. Давайте разбираться почему?

The Nerve Rack. Ushaw/ 2019

«Я работаю с внутренними механизмами визуального образа и тем, как эти механизмы влияют на наше сознание»

                                Мэт Коллишоу

Начну рассказ издалека. В 1988 году в Лондоне проходит выставка FREEZE, на которой выставляются 16 молодых художников из колледжа Голдсмит. В этом учебном заведении с недавних пор была введена инновационная модель обучения будущих художников, упор делался не на умении рисовать, а на знании основ концептуального искусства и развитии личности студента, повышении уровня инициативности человека, желании создавать нечто принципиально новое, часто шокирующее публику. Так вот, выставку Freeze организовывает студент этого самого колледжа Дэмиен Херст, на нее попадает основатель, на тот момент, самого крупного рекламного агентства в мире – Чарльз Саатчи, а дальше все как в тумане. Миллионер становится покровителем участников этой выставки, не только скупая их работы, но и спонсируя их «дерзкие» проекты, например известная акула в формальдегиде — дело рук Херста и денег Саатчи. А уже в 1992 году с легкой руки журналиста Майкла Корриса группа студентов приобретает имя «Молодые британские художники», позднее их начнут называть просто YBA (Young British Artists). Успех этих ребят был ошеломительный, практически все работы сопровождались скандалами, вызывали шквал эмоций у арт-критиков и обычных зрителей. Коллекционеры выстраивались в очереди, а продажи били рекорды. Нонсенс заключался в том, что каждый участник YBA был уникальным, они не разработали новый стиль или направление, у каждого был свой способ высказывания. Их объединил колледж и один коллекционер.

Expiration Paintings/ 2016

Теперь вернемся в Москву на выставку «Зона машин», её автор Мэт Коллишоу один из самых значимых художников в истории современного британского искусства, чье имя неразрывно связано с Young British Artists, а также фотограф, скульптор и режиссер.  Мэт в каждой своей работе, в первую очередь, исследует природу человеческого подсознания и влияние современных технологий на наше мироощущение.

The Nerve Rack/2019

Почему выставка носит такое название? «Зона машин» — это термин, определяющий состояние азартных игроков, поглощенных игрой настолько, что внешний мир для них перестает существовать. Игрок продолжает играть, ожидая случайного выигрыша, не зная в какой момент это произойдет. Этот феномен привыкания, вызываемого переменным вознаграждением, был изучен знаменитым американским психологом Берресом Фридериком Скиннером.

The Machine Zone/ 2019

Ученый проводил многочисленные опыты с так называемым «ящиком Скиннера». Само приспособление представляло собой прозрачную, небольших размеров коробку со специальной педалью внутри. В коробку помещались лабораторный голубь или крыса, которым предоставлялась полная свобода действий. В результате хаотичных и случайных движений в коробке каждая новая особь раз за разом непременно задевала педаль. После нажатия на педаль из-за срабатывания специального механизма в коробке появлялась пища. Через несколько случайных нажатий у животного вырабатывался новый паттерн поведения, без участия каких-либо дополнительных стимулов. Затем Скиннер использовал другую систему под названием «переменное вознаграждение», давая корм через случайные промежутки времени. Это приводило к тому, что животное становилось полностью зависимым от нажатий на кнопку: не зная в какой момент последует вознаграждение. Они впадали в зависимость от постоянного нажатия. Казалось бы, ну и что? Ничего особенного, просто этот метод применен разработчиками программ социальных сетей.

The operant conditioning chamber/ 2022

И вот мы с Вами попадаем в зал, где стоят маленькие прозрачные коробочки, а в них скелеты птичек, которые отчаянно постукивают клювиками, словно по экрану смартфона в ожидании лайков, репостов и комментариев. Доминирует над ними еще одна потрясающая работа Коллишоу — механическая фигура орла в натуральную величину. Эта инсталляция изначально была создана для церкви Святого Кутберта, где хранится бронзовая скульптура орла, работы архитектора Огастеса Пьюджина. Коллишоу противопоставляет минимализм своего произведения изящности бронзовой скульптуры, рассуждает о силе внушения и способах искажения информации через визуальные образы. Но от совместного экспонирования эти инсталляции приобретают новые смыслы. Найти их и сопоставить — задача зрителя.

Общий вид на экспозицию «Мэт Коллишоу. Зона Машин» в галерее Гари Татицяна

Тема социальных сетей поднимается еще в одной грандиозной работе, созданной в сотрудничестве с известным эволюционным психологом Джеффри Миллером. Это масштабный зоотроп (устройство для демонстрации движущихся рисунков или моделей, основанное на инерции человеческого зрения), который вращается со скоростью 60 оборотов в минуту, ежесекундно освещая вспышками стробоскопа изящную конструкцию с фигурами цветов и птиц. Здесь демонстрируется ритуал ухаживания- особое поведение, обусловленное врожденным инстинктом продолжения рода. Экзотические птички парят над раскрывающимися бутонами, демонстрируя свое яркое оперение. Изучение этого феномена легло в основу маркетинговых программ и принципа действия социальных сетей. Искажая реальность фильтрами и вымышленными историями, пользователь демонстрирует идеализированную версию себя в борьбе за популярность и успех в обществе.

The Centrifugal Soul/ 2016

В соседнем зале нас ждет еще одна неожиданная инсталляция, в которой Мэт Коллишоу буквально сталкивает два мира: мир современных технологий и мир дикой, не затронутой человеком природы. На поверхности заброшенного в джунглях гермошлема зритель видит изображение шимпанзе, с любопытством разглядывающего мир по ту сторону стекла. Но если мы заглянем в шлем немного сбоку, то увидим за стеклом человеческий череп. Художник предлагает нам задуматься о неконтролируемых темпах глобализации в попытках освоения новых пространств, а также о пригодности технологического прогресса в условиях полной изоляции от социума.

Alfa Omega/2016

Все работы Мэта Коллишоу — это настоящие научные исследования, заставляющие нас думать, искать информацию и анализировать. Я очень рекомендую познакомиться с творчеством этого художника. Если Вам посчастливится побывать в галерее Татицяна, то обязательно посмотрите документальные фильмы о проектах Коллишоу, демонстрирующиеся в отдельном зале, а также обратите внимание, в этом полутемном помещении экспонируются работы однокурсника и друга Мэта- Дэмиена Херста.

Expiration Paintings/ 2016

GARY TATINTSIAN GALLERY, ГАЛЕРЕЯ СОВРЕМЕННОГО ЗАПАДНОГО ИСКУССТВА

Серебряническая наб., 19, Москва 

Вход СВОБОДНЫЙ

 

 

 

 


Еще статьи этого автора

Жизнь
Генрих Семирадский. По примеру богов
Генрих Семирадский был эрудитом, владевшим блестящими знаниями античной мифологии, истории и быта. Его картины
Жизнь
RUARTS: русские художники с уличным бэкграундом
Отличительной чертой русского стрит-арта является тесная связь с традициями русской культуры и предполагает глубокий,
Жизнь
Век красоты Хелены Рубинштейн: 12 баночек крема
Хелен не имела образования, носила титул Принцессы, собрала невероятную коллекцию искусства
Жизнь
Масленицы Кустодиева: «Да не всё в жизни масленица!»
Борис Кустодиев — «летописец» праздничной Руси