Александр Бенуа, оценивая вклад Семирадского в развитие искусства, писал: “В известных отношениях этот художник мог бы сойти за новатора. Блеск его красок, верная передача солнечных эффектов, местами красивая, живописная техника были для поколения русских художников 1870-1880-х годов настоящим откровением”.
Проходившая в 2011 году в Государственной Третьяковской Галерее выставка «Пленники красоты» стала своеобразной точкой отсчета для подготовки нового большого проекта посвященного творчеству одного из крупнейших представителей позднего классицизма Генриху Семирадскому. Поляк по происхождению, молодой человек учился в Харькове, где увлекся живописью, а в 21 год поступил вольнослушателем в Императорскую Академию Художеств в Санкт-Петербурге. После учебной поездки по Европе обосновался в Вечном городе, которому посвятил свое творчество и отдал свое сердце прекрасному Риму.
В России классицизм появился во второй половине XVIII века при Екатерине II и имел широчайший размах. В работах художников этого направления центральное место занимало создание идеальных образов античной классической традиции. Семирадский работал на закате эпохи классицизма, на смену ему придут передвижники, которые назовут его творчество пыльной академической рутиной, примером скудоумия и равнодушия к реальной боли жизни, воспроизведением штампов академического образования. Затем наступит время, когда классицизм будут считать «мещанским» искусством, а дальше и вовсе забудут, уберут в запасники и распределят по региональным музеям. И вот в 2011 году, когда-то вышедший из моды художник вновь вызвал невероятный интерес у публики.
Третьяковской галереей было инициировано создание первого каталога-резоне Семирадского. Нужно отметить, что Павел Михайлович Третьяков не приобретал полотен художника, скорее всего считая их далекими от подлинно русской живописи. Сейчас в Третьяковской галерее хранится девять произведений мастера. На выставке представлены полотна из Русского музея, 14 региональных музеев, частных собраний, Национального Художественного музея Республики Беларусь и Национальной Галереи Армении.
Выставку открывает одноименное полотно из собрания Национальной Галереи Армении «По примеру богов». Архитекторы Сергей Чобан и Александра Шейнер превратили выставочный зал в амфитеатр, выкрашенный в цвета помпейской архитектуры, что дало возможность свободного движения по экспозиции. Нужно отметить, что это не монографичная выставка, а скорее тематическая и не имеет четко заданного маршрута.
Генрих Семирадский был эрудитом, владевшим блестящими знаниями античной мифологии, истории и быта. Его картины часто называют «интеллектуальными ребусами». Автор фресок и масштабных панно церковных и дворцовых ансамблей. В 1877–1878 годах расписывал Храм Христа Спасителя, на выставке представлены сохранившиеся после взрыва в 1931 году фрагменты запрестольной композиции главного алтаря и немногочисленные эскизы.
Генрих Ипполитович был любимцем императора, именно покупка его картины «Фрина на празднике Посейдона в Элевсине», побудила Александра III к основанию Русского музея.
Для современников Семирадский прежде всего автор солнечных античных идиллий, погружающий в магию безмятежного бытия человечества на заре европейской цивилизации.
Куратор Татьяна Карпова предлагает нам своеобразную прогулку через творчество Семирадского, которое послужило референсом для последующих поколений художников. Графика, живопись и скульптура второй половины XIX века в пространстве экспозиции вступают в диалог с работами современных художников — произведениями авторов «Новой Академии» Тимура Новикова, серией фотографий Тимофея Парщикова «Times New Roman». Также нас погружают в миры античности художники ближнего круга Семирадского, в том числе его главный конкурент- Лоуренс Альма-Тадема.
На экспозиции представлены античные подлинники декоративно-прикладного искусства и копии Ивана Владимировича Цветаева, заказанные им из музеев Неаполя и Берлина (из собрания ГМИИ им. Пушкина), которые цитируют обширную коллекцию Генриха Ипполитовича- своеобразный инструментарий художника-историка.
Нашему вниманию представлено несколько мультимедийных проектов, на которые обязательно нужно обратить внимание. Это мультимедиа по графическим работам художника, которых, к сожалению, практически нет в российских собраниях. Графика расширяет наше отношение к творчеству, наиболее полно раскрывая многогранный талант живописца — здесь встречаются и фантасмагорические существа, и карикатуры, и жанровые зарисовки. На выставке представлен фильм о сотрудничестве Генриха Семирадского с римским фотографом Микеле Мангом, где демонстрируются подготовительные фотографии, на которых художник подобно режиссеру выстраивает сцены и расставляет демонстрантов пластических поз. У Семирадского уходило более 3 лет на создание большого полотна, таким долгим и трудным был путь рождения произведения.
Часто личность художника скрыта за стилем и не всегда понятно, как он говорил и думал. Куратор дает нам возможность заглянуть в тайну характера Семирадского, предоставив отрывки из его писем, переведенных с польского языка.
Создание выставок становится в наше время своеобразным подвигом, в связи с отзывами произведений, логистическими проблемами и цензурой. Кураторам приходится буквально «на коленке» перекраивать то, что создавалось десятилетиями. Этот проект не исключение, но несмотря на все трудности Государственной Третьяковской Галерее удалось создать интереснейшую выставку, которая несомненно заслуживает Вашего внимания. Вы погрузитесь в идеальный и прекрасный мир, хранящий в себе вечные ценности, справедливость и нравственность которых проверялась веками. Семирадскому была близка тема понятия красоты и свободы, где идея античной гражданской общины, чьи члены не подчинялись чьей-либо личной власти, но в сознании которых понятие свободы сочеталось с чувством долга перед полисом. Герои на его полотнах не только красивы, они ведут себя и чувствуют, как свободные люди.
Государственная Третьяковская Галерея
«Генрих Семирадский»
28 апреля – 3 июля