В рамках выставки «Теле-трамплин: от детского телевидения к современному искусству и литературе», которая проходит в Москве в ЦТИ «Фабрика», мы поговорили с Марией Линд — куратором с мировым именем, писателем, педагогом и с 2021 года атташе по культуре при посольстве Швеции в Москве. Линд курировала «Манифесту» в Люксембурге (1998), 11-ю биеннале в Кванджу (Южная Корея, 2016), а с 1997 по 2001 год была куратором Музея современного искусства в Стокгольме.
Мария, расскажите, пожалуйста, о проекте «Теле-трамплин», всё ли удалось? Как отбирались художники? Есть ли кураторские ключи для нашего зрителя?
Я очень довольна результатом, тем, как произведения искусства и тексты перекликаются друг с другом, как архитектор Саша Ким работает с пространством — оно чистое, светлое, с приятной атмосферой, на мой взгляд. Художники придумали отправную точку для этой выставки, которая также является ключом к ней: мы с моим сокуратором Андреасом Эрикссоном предлагаем детским телепрограммам стать частью культурного наследия. В Швеции в 1960−80-е годы это стало транснациональным культурным достоянием, куда вошли программы не только из Швеции, но и из многих других стран, включая Советский Союз.
Давайте немного пофантазируем. Если бы мы с вами могли перенести любое событие, здание, личность, традицию, все что угодно, что бы вы перенесли из России в Швецию, и наоборот?
В Швецию я бы перенесла писательницу Марию Степанову из Москвы, художника Анастасию Богомолову из Екатеринбурга и арт-группу «Город Устинов» из Ижевска, Уральскую индустриальную биеннале из Екатеринбурга, Центр современного искусства «Типография» из Краснодара и Московский Мемориал с его выдающейся выставкой «Материал» о женщинах и ГУЛАГе. И одну банку маринованных грибов, а другую – с домашним малиновым вареньем.
В Россию из Швеции я бы привезла художественный центр Тенста Констхолл, Кальмарский художественный музей и Айтте — Саамский музей в Йоккмокке. Из писателей взяла бы Иду Бёрьель и Бальсама Карама, которые участвуют в выставке «Теле-трамплин». Из еды перевезла бы «Семлу», пшеничную булочку с марципаном и взбитыми сливками, мы такие едим в период между Рождеством и Пасхой, а еще «Списбрёд» — особый вид хрустящего хлеба, такой гибрид хрустящих хлебцев севера Швеции и египетской выпечки.
Назовите 5 шведских художников, с творчеством которых мы просто обязаны познакомиться.
Это Петра Бауэр, Анника Эрикссон, Салад Хилоуле, Оливия Плендер и Катарина Пирак Сикку — те художники, которые участвуют в выставке «Теле-трамплин».
Отличаются ли подходы в организации культурных мероприятий в России от европейских?
Во-первых, я считаю Россию частью Европы, а, во-вторых, Европа очень разная, поэтому в её пределах существуют различные способы работы. Похоже, что в России процесс планирования культурных мероприятий в большей степени основывается на быстром принятии решений и специфическом реагировании.
Какие места в Москве стали любимыми?
Я люблю ходить по Москве и стараюсь часто гулять между встречами. Меня восхищает ВДНХ, я постоянно возвращаюсь как в старую, так и в новую Третьяковскую галерею. Я ценю гостеприимную атмосферу музея «Гараж» и ГЭС-2.
Если бы вы составляли туристический маршрут для шведов, какие места в России обязательно включили бы в вашу карту?
Конечно, Санкт-Петербург и Москву. Всю Сибирь от Красноярска до Чукотки. И еще я бы упомянула Кольский полуостров, чтобы увидеть культуру коренных народов, в том числе саамов.
Что нам нужно обязательно посетить в Швеции?
Стокгольм и его прекрасный архипелаг, а также север с его обширными лесами и горами. Например, национальный парк Сарек.
18 февраля в Казани в Центре современной культуры «Смена» откроется выставка «Moving Woman», куратором которой является наша героиня. Выставка уже вошла в десятку самых ожидаемых событий 2022 года по авторитетному мнению журнала «Артгид». Проект посвящен женскому опыту социальных отношений, эмансипации, борьбе за равенство и их выражению в видеоарте и кино. Мы с нетерпением ждем открытия и поздравляем Марию с успешными и невероятно интересными проектами.