Ваше сообщение успешно отправлено!

«Теле-трамплин: от детского телевидения к современному искусству и литературе»

Выставка, посвященная детским телепроектам 1960 – 80-х годов

В наши дни, когда границы закрываются, а детская культура все больше коммерциализируется, особенно интересно взглянуть на историю детского телевидения.


9 декабря в центре творческих индустрий «Фабрика» при поддержке посольства Швеции в Москве открылась выставка «Теле-Трамплин: от детского телевидения к современному искусству и литературе». 11 наиболее значимых современных художников и писателей, живущих и работающих в Швеции, выступили своего рода корреспондентами, изучающими отношение и влияние детского телевидения двух десятилетий, cформировавшего целые поколения в искусстве сегодня.


Кураторы Андйеас Эйикссон и Мария Линд отобрали передачи, которые благодаря политическому и культурному контексту были значимы для Швеции и других стран. Среди них и любимый нами советский «Чебурашка и крокодил Гена», американская «Улица Сезам», сериал про Пеппи Длинный чулок и тот самый чехословацкий кротик, а также передачи из ГДР, Китая, Франции, которые были очень популярны в 1965–1985 годы.

В условиях «железного занавеса» эти передачи объединяли детей, росших в самых разных частях света, и стали не только частью культурного наследия, а также инструментом международного культурного обмена.

Мария Линд

Куратор выставки, атташе по культуре в посольстве Швеции в Москве Мария Линд

Читайте также: Интервью с куратором Марией Линд: из России в Швецию с любовью

«Что могут сказать нам эти старые передачи сегодня, в мире, настолько отличном от прошлого?»

Кураторы поставили этот вопрос перед художниками и писателями — итогом стали скульптуры, комиксы, видео, инсталляции, YouTube-канал, где девочки подростки снимают свою повседневную жизнь, тексты и полноценная детская книга.

Центром экспозиции является «Памятник неизвестному гражданину» — это детская игровая площадка, которая представляет собой возможное будущее социального памятника. В основу идеи легла серия югославских мультфильмов «Профессор Бальтазар», снятая во время холодной войны. Художник Бехзад Нури в своей работе анализирует новейшую историю, возвращаясь к воспоминаниям о том, что происходило до установления нынешних территориальных границ, к тем переплетениям судеб и культур, которые существовали тогда. Памятник должен стать местом общения для абсолютно различных социальных сообществ и после выставки будет подарен Москве.

Андйеас Эйикссон

Куратор выставки Андйеас Эйикссон на фоне памятника Неизвестному Гражданину

Для «Трамплина» художница Оливия Плендер создала комикс «История Звериного Царства» — сказка о курином народе, где описывается непрерывная многовековая борьба между курами и их правителями, навязывающими народу разные политические системы. В первой главе страну поражает таинственная смертельная болезнь, принцу не удается вывести страну из кризиса и начинаются мятежи. Милые иллюстрации и забавные герои отсылают нас к реальным историческим событиям. Художница уверена, что наши представления о прошлом неизбежно формируют наше восприятие возможного будущего. Кстати, познакомиться с иллюстрированными историями можно в инстаграме художницы @oliviaplender.

Еще один интересный «экспонат» выставки — это детская книга «Зверек-коробка» Андйеаса Эйикссона. Сказка-аллегория по мотивам советских детских рассказов о Чебурашке. Чебурашка, или правильнее Друттен, очень известный в Швеции персонаж, благодаря трансляциям мультфильма на телевидении. Нужно отметить, что история Эдуарда Успенского очень отличается от той, которую знали шведские дети, их ушастый зверек был девочкой, в сценарии передач иронично обыгрывались отношения между Йеной (Геной) и Друттен, и последняя всегда была намного умнее и находчивее своего старшего друга. Позже герои стали рекламными лицами шоколадной фабрики и с этого момента слава их стала невообразимой. Так вот, в книге описана дальнейшая судьба двух друзей, как общество безжалостно использует и выбрасывает их, описываются допросы, инфляция, смерть.

Таким «недетским» и было шведское телевидение в те годы, оно относилось к детям, как к грамотным зрителям, которым нельзя препятствовать в познании мира и его реалий. В детских передачах поднимались вопросы гендерного неравенства, рождения и смерти, дружбы и ссор, политики, войн и лишений, — темы, остающиеся актуальными для искусства и литературы по сей день.

В наши дни, когда границы закрываются, национализм набирает силу, а детская культура все больше коммерциализируется, особенно интересно взглянуть на историю детского телевидения, увидеть, как идеи того времени отражаются в искусстве сейчас и попробовать провести параллели с новыми медиа нашего времени.

После окончания выставки в центре творческих индустрий «Фабрика» проект переедет в Швецию, где будет представлен в Кальмарском художественном музее и в художественном музее в Умео. 

Выставку  «Теле-трамплин: от детского телевидения к современному искусству и литературе», посвященную детским телепроектам 1960–80-х годов, можно посетить до 27 февраля 2022г. по адресу Москва, Переведеновский пер., 18 ЦТИ «Фабрика». Вход свободный.


  • Аноним

    Спасибо, очень интересно.

Комментарии для сайта Cackle

Еще статьи этого автора

Жизнь
«Зона машин» в галерее Гари Татинцяна
«Зона машин» — это термин, определяющий состояние азартных игроков, поглощенных игрой настолько, что
Жизнь
Генрих Семирадский. По примеру богов
Генрих Семирадский был эрудитом, владевшим блестящими знаниями античной мифологии, истории и быта. Его картины
Жизнь
RUARTS: русские художники с уличным бэкграундом
Отличительной чертой русского стрит-арта является тесная связь с традициями русской культуры и предполагает глубокий,
Жизнь
Век красоты Хелены Рубинштейн: 12 баночек крема
Хелен не имела образования, носила титул Принцессы, собрала невероятную коллекцию искусства