Ваше сообщение успешно отправлено!

Окно в эпоху: выставка «Цветные осколки империи»

26 марта в Аптекарском приказе Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева открылась новая выставка. Описывая её, кураторы и искусствоведы часто используют слово «неожиданная», хотя работа над коллекцией шла несколько лет.

«Цветные осколки империи» – это собрание раскрашенных вручную диапозитивов с видами Российской империи начала XX века. Уникальность здесь не только в самом материале, находящемся на стыке фотографии и живописи. Дело в следующем: когда работа над обработкой коллекции только начиналась, у исследователей ещё не было имени автора. Складывалось впечатление, что автор снимков – москвич, поскольку почти половину коллекции составляют виды Москвы. Зачастую это совершенно уникальные снимки – например, панорамный вид столицы с колокольни Ивана Великого, с которой до 1914 года разрешалось фотографировать.

Ирония в том, что автором оказался не только не москвич, а вообще не русский человек.

Вид на Москву и памятник Александру II c колокольни Ивана Великого.

Фотографом был шведский кадровый военный Карл Элоф Берггрен. Берггрен отлично владел русским языком и около десяти лет служил в миссии шведского Красного Креста на территории Российской империи. По данным, которые удалось собрать работавшей над коллекцией команде, Берггрен оставался в России больше времени, чем планировал изначально, и его интерес ярко виден сквозь призму его фотографий. Результатом работы исследователей стала не только выставка, но и изданная в формате книги коллекция.

Проекционный аппарат «Волшебный фонарь».

«Диапозитивы были приобретены мною более 10 лет назад в Швеции, – рассказывает Михаил Прозоров, директор галереи «Диалог» и куратор выставки, – и хотя эта коллекция отличается от произведений искусства, которые я коллекционирую, но она меня поразила: диапозитивы казались тонкими осколками времени и пространства, границы которых были значительно шире самого кадра. Меня заинтересовала необычная технология, цельность коллекции и, конечно, цвет, точнее, его присутствие на этих кадрах. Набор кадров выстраивался для меня в цельный нарратив о времени, о котором известно много фактов и мало деталей.

Прошло много времени, и потребовалось тщательное изучение материала, прежде чем родилась идея выставки и книги. Но чем больше я смотрел на события нашей истории через цветное стекло диапозитивов К.Э. Берггрена, тем больше мне хотелось сделать их доступными широкой публике, чтобы зритель мог стать соучастником этих событий».

Сама выставка уникальна сразу на нескольких уровнях. Речь здесь не только о хрупкости материала и самой технологии. Существует множество фотографических материалов, описывающих Гражданскую войну и революционный период, в то время как снимков самого начала века практически нет (или, как с надеждой оговариваются исследователи, мы просто пока не знаем о них). Диапозитивы Берггрена подробно показывают именно этот фрагмент истории. Здесь и имперский трёхцветный стяг над уже разрушенным павильоном, и почётный караул у не существующих ныне памятников, и лавочники перед Большим театром.

Разносчик на Театральной площади.

Своеобразия коллекции добавляет пристрастный авторский взгляд, взгляд конкретного человека, а не профессионального фотографа. Здесь и архитектура, и достопримечательности, и сугубо человеческий интерес к нетипичной для автора русской жизни. На снимках – не «парадный портрет» эпохи, а реальные, яркие типажи, рыночные прилавки, живые лица того времени.

В оформлении самой выставки есть одна крайне подкупающая зрителя деталь. В полумраке, разбавленном подсвеченным стеклом диапозитивов, выделяется рисунок теней на полу, похожий на свет из окон. В каком-то смысле эта экспозиция действительно даёт нам буквально побыть случайными прохожими из будущего, заглядывающими внутрь ушедшей эпохи.

Выставка продлится до 16 мая 2021 г.

Сумские драгуны в конном строю на Красной площади.

Вербный торг на Красной площади.

Фото: пресс-служба МУАР, Саша Снегова

Редактор раздела "Дизайн". Говорит правду, только правду и ничего, кроме правды.


Еще статьи этого автора

Театр
Сказ о том, как монтировщик балерину подковал
Одной из завершающих премьер сезона 2020/21 в Театре Наций стала постановка «Левши» Максима Диденко.
Театр
Лаборатория действительности
Разговор с кураторами театральной лаборатории «Группа продлённого дня»
Дизайн
Реальность, которой нет
Киберпанк нашего времени: искусство в режиме дополненной реальности
Театр
Семьсот тридцать шагов Родиона Раскольникова
«Раскол» Дмитрия Акриша в театре Ермоловой