Ваше сообщение успешно отправлено!

Выставки февраля: что ждёт нас в музеях

Рассказываем о самых интересных экспозициях

За последние 10 дней московские музеи открыли столько выставок, сколько в незапамятные времена хватило бы на пару месяцев. Чтобы не пропустить что-нибудь стоящее и не перебрать, пытаясь охватить всё за один день, предлагаю список самых интересных новых или почти новых экспозиций, включая те, которые стартовали в ноябре, чтобы закрыться через 2 дня.


Третьяковская галерея порадовала целой коллекцией вернисажей и может удовлетворить любые вкусы – от почитателей бессмертных академиков до охотников за современными сенсорными экспериментами.

А. А. Иванов. Архангел Гавриил поражает Захарию немотой. Эскиз. ГТГ

Камерная, но очень важная и редкая выставка – «Библейские эскизы» Александра Иванова (до 16 мая). Сейчас открыта первая из 3 сменных частей экспозиции, впереди еще две ротации. Редкая, потому что хрупкий материал графики требует крайне бережного отношения и нечасто покидает стены запасников. Небольшие листы подготовительных набросков предназначались художником для неосуществленного утопического замысла «Храма искусства» или «Храма философии».

Поражает смелость, скорее, даже свежесть образов и компоновка сюжетов библейской истории со сценами вроде «Леды с лебедем» (зачатие Кастора и Поллукса) или «Зачатия Александра Македонского». Несмотря на то что формально это эскизы для монументальных композиций (что, кстати, чувствуется даже в маленьком формате), эти листы прекрасны именно как самостоятельные художественные произведения.

Идея материала реализована здесь максимально полно. Цветные пространства прозрачной светоносной акварели – это сама стихия воды, воздуха, наполненная дыханием, вибрирующая, подвижная, живая. Классически прекрасные фигуры рождаются из этой живой цветной дымки, отзываясь в нас каким-то очень близким и знакомым отзвуком. Кажется, когда говоришь «чудо», представляешь его именно так.

 

А. Н. Бенуа. Прогулка короля. 1906. ГТГ

Вторая графическая выставка в соседних залах рассказывает историю художника, историка, исследователя, арт-критика, арт-консультанта, публициста и редактора журнала «Мир искусства» Александра Бенуа (до 16 мая 2021). Его меланхоличные фантазии на тему галантного века соседствуют с работами его друзей и соратников Сомова, Судейкина, Бакста, Головина, Добужинского, Лансере. Многообразная творческая среда, которую очень талантливо создал вокруг себя Бенуа, помогла ему реализовать самые смелые идеи, ввести в моду выставки и чтение художественных журналов, обратить внимание ценителей на русское искусство 18 века, добавить к пантеону русских художников Рокотова и Левицкого.

Очень жесткий и даже резкий к своим современниками, Бенуа, однако, инициировал приглашение в «Русские сезоны» Гончаровой и Ларионова, совсем далеких от него по художественным убеждениям авторов. Всю эту многогранную деятельность кураторы выставки попытались вместить в несколько залов, которые точно понравятся всем любителям русского Серебряного века, да и русского искусства вообще.

Роберт Фальк. Голубка и роза (Реквием). Собрание Лидии Семеновой, Москва

Ожидаемый блокбастер сезона – большая ретроспектива Роберта Фалька в корпусе на Крымском валу (до 23 мая). Выставка построена по хронологии – от ранних импрессионистических проб кисти к сочному фовизму, крепкому кубизму и сложной, тонкой, медитативной живописи второй половины жизни художника.

Если всем известная «Красная мебель» или вошедшая в анекдоты «Обнаженная» (историю с разгромом Хрущевым печально известной выставки 1962 года с именно этой «Голой Валькой» мы услышим в ближайшие месяцы неоднократно) прекрасны, но ожидаемы, то множество первоклассных полотен из провинциальных музеев и частных собраний – настоящий подарок для гурманов. Архитектура экспозиции похожа на ломаный извилистый путь художника, который, кажется, пробовал все интересовавшие его художественные системы на вкус, в каждой находя свой индивидуальный язык.

Посетителей ждет порция бодрящей цветотерапии в первых залах, тонкая настройка глаза в жемчужных оттенках парижского периода и тренировка интуиции и чувствительности к недосказанному в поздних работах. Мой личный фаворит – «Реквием», посвященный Соломону Михоэлсу. Стоит идти на выставку хотя бы из-за одной этой работы.

Алла Урбан. Вопрос. 2018 – 2019

В соседнем зале – небольшая выставка современного автора Аллы Урбан. Объекты, инсталляции и видео, созданные с 2014 до 2020 год, исследуют архитектонику, масштаб и материал, опираясь на пластические открытия Малевича (его прямую) и Матюшина (органическую кривую). С выставкой Фалька эту экспозицию роднит и медитативное погружение в красоту материала, и эффект путешествия по экспозиции как по философской системе с поочередными настройками всех уровней чувствительности.

В Инженерном корпусе – две выставки, возвращающие в обиход потерянные имена – неизвестного на родине Константина Кузнецова (1863 – 1936), самого французского из русских живописцев. И Марии Якунчиковой-Вебер (1870 – 1902), незаслуженно забытой молодой художницы, одной из самых ярких авторов русского символизма и модерна.

М. В. Якунчикова-Вебер. Колокола. Саввин Звенигородский монастырь. 1891. ГТГ

Идея сопоставить этих художников в соседних пространствах очень выгодно оттеняет разнообразное, смелое и богатое искусство Якунчиковой-Вебер. В 2020 тихо и незаметно исполнилось 150 лет со дня рождения Марии Васильевны. И наконец-то после векового перерыва в Москве проходит её вторая большая выставка (до 8 марта 2021). Первая, посмертная, была устроена мужем Львом Вебером и сестрой Натальей Поленовой в 1905 году. Она прожила неполных 32 года, но успела стать первой женщиной в России, получившей профессиональное художественное образование. Потом дополнила его в Париже, освоила несколько техник, разработала свою и оставила потрясающе прекрасное, сильное и витальное наследие.

Мария Якунчикова родилась в просвещённой купеческой семье меломанов (отец пожертвовал огромную сумму на строительство Московской консерватории). Сестра Наталья стала женой Василия Поленова. Среди её родственников были Мамонтовы, Третьяковы, Алексеевы – можете представить себе круг этих интеллигентных купцов и меценатов.

Мария окончила Московское училище живописи, ваяния и зодчества, посещала рисовальные вечера у Поленова, продолжила учиться в Париже в знаменитой Академии Жюлиана и в мастерской гравёра Э. Делатра, где в совершенстве освоила мастерство цветного офорта. Технику выжигания по дереву с последующей росписью художница изобрела сама. Это требовало уверенной и точной руки, ведь выжженную линию, в отличие от нарисованной, уже не поправишь. Густые, как будто очерченные контуром, тягучие и выразительные мазки на полотнах Якунчиковой – сама душа живописи модерна. Здесь и поэзия усадебной жизни, и свежесть и чистота лесов и парков, и очаровательные, как будто акварельные виды Парижа.

Выставка «Константин Кузнецов. Париж, Бретань, Нормандия» (до 14 марта) огромна по площади, но менее разнообразна по содержанию. Если вы очень соскучились по морским путешествиям, здесь можно восполнить оптическую жажду и насладиться влажными, воздушными импрессионистическими пейзажами. В очень большом количестве.

«Лаборатория Будущего. Кинетическое искусство в России» – потрясающий проект Третьяковки и партнёров, посвященный одному из самых значимых и в то же время наименее изученному направлению в истории российского искусства второй половины 20 века (до 10 мая).

Идея взаимопроникновения науки и искусства периодически тревожит умы в разные эпохи. Несколько периодов активизации темы пришлись на 20 и 21 век – подобными теориями особенно активно занимались русские авангардисты, художники 1960-х, теперь серьёзно увлечены наши современники. Их работы в невероятном многообразии представлены на выставке в Западном крыле Третьяковской галереи.

В основе кинетического искусства лежит идея трансформации: как художественной формы, так и самого процесса восприятия. Подвижность, изменчивость, нестабильность – определяющие качества для динамических произведений, преобразование которых происходит с помощью механических сил или визуальных эффектов. Возникнув одновременно в различных регионах мира в послевоенную эпоху, кинетизм был во многом связан с идеей реабилитации технического прогресса и формированием информационного общества.

Всевозможные мобили, самонапряженные конструкции, поражающие воображение гуманитария, исследования оптического восприятия и прочих законов сенсорики открывают совершенно новый и мало нам знакомый мир – пространство пересечения научных знаний и поэтического взгляда на мир, что в недавнее время получило название science art.

Здесь вспоминается фраза художника В. В. Стерлигова: «математика должна быть красивой, а искусствоведение – точным». Выставка в Западном крыле Третьяковки демонстрирует этот закон очень эффектно. Идти надо на целый день и обязательно с детьми, хотя здесь и взрослым предстоит множество открытий.

Выставка «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда» в Музее Москвы открылась в конце ноября и закрылась, проработав 2 дня. Упустить возможность увидеть ее сейчас преступно (до 11 апреля).

В 2020 году исполнилось 100 лет Высшим художественно-техническим мастерским – учебному заведению, которое воспитало целое поколение советских художников, скульпторов, архитекторов и дизайнеров, стало площадкой для оживлённых споров между традиционалистами и модернистами и практиковало передовой принцип свободных мастерских (ученики могли выбирать себе интересующие их в данный момент темы). Список преподавателей впечатляет: от Кандинского, Родченко, Степановой, Мельникова, Поповой и Экстер до Фаворского, Жолтовского, Кузнецова, Борисова-Мусатова.

Факультеты охватывали, кажется, все возможные специализации, необходимые новому советскому государству. Здесь были художественные отделения: живфак (живопись, включая станковую, монументальную и театрально-декорационную), скульптфак, архфак (архитектура), факультет пропедевтики (графика, цвет, объём, пространство), производственные направления – текстфак (текстиль), полиграффак, дерметфак (деревообделочный и металлообрабатывающий), керамфак (керамика).

Прекрасная команда авторов выставки подготовила материал, впечатляющий по объёмам и качеству документов и реконструкций. При том, что все мы слышали сравнение ВХУТЕМАСа со знаменитым немецким Баухаусом: только увидев собранные в одном месте материалы (принципиально только ученические работы), мы можем с удивлением представить, каким мощным явлением была эта «школа авангарда» и почему именно эти слова вошли в название выставки, хотя в стилевом отношении никакой привязки к одному направлению там никогда не было.

«Педагогика ВХУТЕМАСа базировалась на разделении сложных явлений на простые составляющие, обучении студентов анализу, самостоятельному мышлению, а не копированию образцов». И, конечно, после усилившихся атак на авангард этот очаг свободной мысли в 1930 году был расформирован и распылён между учебными заведениями Москвы и Ленинграда.

А.А. Веснин. Абстрактная композиция. 1921

Подробнее об архитектурном факультете ВХУТЕМАСа планирует рассказать Музей архитектуры (26 февраля – 23 мая). Проекты, макеты, документы, фотографии расскажут о деятельности мастерских Щусева, братьев Весниных, Ладовского, Кринского, Жолтовского, Голосова, Мельникова и других.

ГМИИ имени Пушкина предложил вниманию публики свою коллекцию нумизматики. Приуроченная к 75-летию соответствующего отдела, выставка показывает монеты, медали, нагрудные знаки, ордена, банкноты, геммы, печати, слепки и архивные документы, которые редко можно увидеть в открытом доступе (до 14 марта).

Эрик Булатов. То-то и оно. 2000. Холст, масло. Собрание Екатерины и Владимира Семенихиных

Мультимедиа-арт-музей вернулся после перерыва с фейерверком выставок, которые по традиции стоит посмотреть все без исключения. «Тень души, но заостренней чуть» (до 28 марта) – проект, объединивший произведения, созданные во время пандемии, с работами звезд современного искусства Ильи Кабакова, Эрика Булатова, Владимира Янкилевского, Ивана Чуйкова, Франсиско Инфанте. Организаторы выставки акцентируют внимание на провидческой роли искусства, которое, как телескоп, направленный в будущее, может многое рассказать нам о нас самих и послужить честным и беспощадным зеркалом, где мы со всей неотвратимостью увидим себя и выбранный нами путь. Может быть, поэтому мы часто так боимся и не принимаем искусство нашего времени?

Александр Косолапов. Малевич. 1995

В продолжение темы Московская галерея Syntax в пространстве Cube.Moscow представляет выставку одного из классиков соцарта Александра Косолапова. Диалог с основоположниками авангарда определил название выставки DTM – Дюшан, Татлин, Малевич (до 21 февраля). Игра с эталонными произведениями мировой культуры создает для них новый, очень провокативный и часто неловкий контекст, разрушая наше замыленные восприятие. Работы Косолапова – это своего рода гипертекст, весь слепленный из ссылок и цитат. Мона Лиза с усами, череп в слове love – это и диалог с фетишами буржуазного представления о прекрасном, и «пощечина общественному вкусу», цитата цитаты, состоящей из цитат. Для прочтения и понимания этого текста понадобится хорошая эрудиция.

Андрей Гросицкий. Карнавал. 1976

На общении, полемике или апологии с авангардом построены две главные выставки ММОМА: «Игорь Макаревич и Елена Елагина. Обратный отсчет» (11 ноября – 21 марта) и«Андрей Гросицкий. Вещность» (22 января – 14 марта). Исследование дополнительных смыслов предмета или его отсутствия, многозначность образов, многоплановость значений заставляют включиться в процесс интеллектуальной игры, разгадывания, полуинтуитивного-полурационального проживания пространства искусства. Даже если вам не близка эстетика соцарта и концептуализма, стоит зайти на эти выставки, чтобы протестировать и подтянуть свои познавательные способности. После событий прошедшего года нам всем это не помешает.

В этом феврале у нас много возможностей – от возвращения к проверенной классике до игр с ней с помощью измененной оптики. От любования и наслаждения до жесткого самокопания и проверки на прочность границ своих собственных внутренних стен. И мы вправе выбирать то художественное зеркало, в котором хотим увидеть себя сейчас. Все условия для этого готовы, нужны только электронный билет, маска и достаточная порция смелости.


Ольга Полуэктова

Искусствовед, журналист и основатель арт-клуба WiseArt.

Рассказывать об искусстве, искать и находить новые смыслы, обсуждать их вместе с учениками и единомышленниками, отвечать на миллион волнующих вас вопросов — моё самое любимое занятие.

Автор онлайн-журнала Porusski.me Все самое интересное: путешествия, красота и мода, еда, дизайн, свадьбы, главные события, интересные фотосессии и многое другое!


INSTAGRAM
Следите за нами в Instagram