На театральной жизни нынешняя ситуация, увы, отразилась крайне негативно. Пострадали причастные с обеих сторон занавеса: закрыты кассы и двери театров, возвращаются деньги за билеты, отменяются и переносятся премьеры, зрители грустно сидят по домам, актёры и режиссёры пытаются репетировать онлайн. С другой стороны, на наших глазах мир искусства адаптируется, переходя в совершенно новую стадию взаимодействия,– и дело здесь даже не в развитии технологий, а в масштабе их применения.
Благодаря режиму самоизоляции мы получили возможность наблюдать за репетициями онлайн, каждый второй театр раскрыл сокровищницу своих записей спектаклей для широкой публики, каждый третий устраивает доступные любому человеку с интернетом трансляции, благодаря которым мы можем посмотреть постановки из других городов и стран. Театры начинают продавать билеты с открытой датой (весьма удобная инициатива), некоторые провели свои назначенные премьеры онлайн – например, «Маузер» в Александринском прошёл без зрителей, и огромный пустой зал на экране оказался чрезвычайно органичным фоном для происходящего. Артисты всех уровней радуют своих скучающих в самоизоляции поклонников эфирами, театральные критики и деятели устраивают видеопосиделки, ряд театров уже выпустил «первые онлайн-спектакли» по скайпу, и хотя в этом жанре пока что форма превалирует над содержанием, то в дальнейшем оно будет лишь развиваться и совершенствоваться.
Получилось нечто уникальное – при общем уровне разобщения никогда ещё зритель не был так близок к театру, никогда еще культура во всех её проявлениях не была настолько доступной. В скором времени мы, несомненно, снова будем смотреть на сцену из зала, однако какой станет эта познавшая все прелести цифровой жизни сфера в будущем – остаётся только гадать.
А пока что мы хотим обратить внимание всех, кто скучает дома по театру, кто всё хотел, но никак не находил время приобщиться к классике – или же, наоборот, ищет для себя что-то новое, – на спектакли, которые находятся в свободном доступе. Наша подборка включает в себя записи разных лет и жанров, однако их объединяет одна тема – любовь, о которой они говорят столь искренне, что не поверить в неё нельзя.
Любовь бессмертная – «Юнона и Авось»
Театр:«Ленком».
Год постановки: 1981.
Режиссёр: Марк Захаров.
В главных ролях: Николай Караченцов, Александр Абдулов, Елена Шанина.
О спектакле: история русского камергера Резанова и Кончиты – наверное, самая пронзительная история любви из всех, что когда-либо ставились на российской сцене. Одна из первых рок-опер в СССР, детище гениального композитора Алексея Рыбникова, она потрясла тогда – и продолжает сейчас – удивительным балансом драйва, лирики, брутальности и нежности. Вещь, почти целиком состоящая из хитов, давно ставшая классикой, но не потерявшая ни искренности, ни актуальности, неизменно пробирает до мурашек, а к финалу и вовсе превращается в абсолютный манифест всепоглощающей, бессмертной любви.
Где посмотреть: существует две официальных версии спектакля, и хотя запись 2002 года выгодно отличается по качеству, мы рекомендуем к просмотру версию 1983 года, в которой, во-первых, присутствует непередаваемое обаяние того времени, создающее поистине ошеломляющий эффект, а во-вторых, Александр Абдулов в роли Федерико.
Версия 2002 года – https://www.youtube.com/watch?v=VdjIaIl3524
Версия 1983 года – https://www.youtube.com/watch?v=DueCM1aKfRY
Любовь лукавая – «Безумный день, или Женитьба Фигаро»
Театр: Московский театр сатиры.
Год записи: 1973.
Режиссёр: Валентин Плучек.
В главных ролях: Андрей Миронов, Александр Ширвиндт, Нина Корниенко.
О спектакле: ещё одна легендарная постановка, которая считается русской театральной классикой. Лёгкая, феерически смешная история, где любовь принимает присущий Бомарше озорной, опереточный оттенок, становится главной причиной комедии положений – и главным же её разрешением. В отличие от большинства остальных романтичных историй на сцене, эта обладает неоспоримым преимуществом в виде благополучного финала. Великолепный дуэт Миронов-Ширвиндт задал своей игрой почти недостижимую планку для исполнителей и поныне является образцом взаимодействия на сцене. Если вы хотите отвлечься от занудных самоизоляционных будней и до сих пор не видели эту версию приключений неугомонного хитреца Фигаро – включайте, не пожалеете.
Где посмотреть: https://www.youtube.com/watch?v=r8xv7oo1X98
Любовь вдохновляющая – «Горе от ума»
Театр: Малый театр.
Год записи: 1977.
Рёжиссер: Владимир Иванов.
В главных ролях: Виталий Соломин, Нелли Корниенко, Борис Клюев.
О спектакле: возможно, вы удивились, увидев знакомое нам всем со школьной скамьи произведение в подборке про любовь. Действительно, Грибоедов отнюдь не ставил нежные чувства во главу угла, они были лишь поводом для приезда Чацкого и одним из инструментов для разрушения хрустального замка его ностальгии. Однако в версии Малого театра Чацкий подан не разочаровавшимся в жизни и окружающих острословом, а влюблённым юношей, стремящимся к объекту своих мечтаний. Гораздо больше внимания здесь уделяется поведению Чацкого, а не словам. Горящие глаза Виталия Соломина, его порывистость и непосредственность создают образ светлого, умного, но совершенно влюбленного человека, который в пылу чувств не сразу замечает, во что превратился дом его безоблачного детства. Тем выразительнее становятся образы в финале – разочаровавшийся не в обществе, а в своей собственной любви Чацкий почему-то кажется куда человечнее.
Где посмотреть:https://www.youtube.com/watch?v=CcVATTgseQo
Любовь преодолевающая – «Варшавская мелодия»
Театр: театр на Малой Бронной.
Год постановки: 2011.
Рёжиссер: Сергей Голомазов.
В главных ролях: Даниил Страхов, Юлия Пересильд.
О спектакле: знакомая многим пьеса Леонида Зорина о вспыхнувшей декабрьским вечером 1946 года любви между полячкой и вернувшимся с войны русским студентом несёт в себе подвох, с которым неизбежно сталкивается любой постановщик. Судьба Гели и Вити является одновременно и классическим примером чистой, сказочной любви, и историей преодоления жизненных (политических и социальных) препятствий, неизбежно накладывающих отпечаток на характеры и отношения. Театру на Малой Бронной удалось превратить эту любовь из книжно-романтической во что-то знакомое и бытовое. Тёплый, трогательный спектакль замечательно передаёт ощущение любви, словно это маленький, трепещущий на ветру огонек свечи в завалах разрушенной бомбёжкой улицы, который не гаснет, несмотря ни на что.
Где посмотреть:https://www.youtube.com/watch?v=pwwBxY5E94Q
Любовь пагубная – «Дьявол»
Театр: Московский театр Олега Табакова.
Год записи: 2015.
Рёжиссер: Михаил Станкевич.
В главной роли: Максим Матвеев.
О спектакле: эта поставленная по повести Л.Н.Толстого история рассказывает об образованном молодом помещике, который приезжает заниматься имением и заводит отношения с крестьянкой«только для здоровья». Однако со временем нашедший любовь, женившийся и даже ставший отцом главный герой вынужден признать, что при всей своей возвышенности и образцовости он не способен преодолеть животную, пагубную страсть к грубоватой крестьянке. Повесть затрагивает самую суть любви, размышляя над её духовной и плотской составляющей, и, хотя в тексте главный герой был умудрён летами и опытом, молодой актёр Максим Матвеев создаёт удивительный образ воодушевлённого, чистого и, что гораздо важнее, совершенно уверенного в своей чистоте человека, который оказывается противопоставлен на сцене не жене и даже не крестьянке Степаниде, а самому себе, своим добродетелям и своим же грехам.
Где посмотреть:https://www.culture.ru/movies/2929/dyavol
Любовь разрушающая – «Федра»
Театр: театр Романа Виктюка.
Год записи: 2018.
Рёжиссер: Роман Виктюк.
В главных ролях: Дмитрий Бозин.
О спектакле: поставленная по тексту Марины Цветаевой трагичная история Федры, влюбившейся в собственного пасынка, превращена здесь в «мистерию духа» – в театральный ритуал во славу запретной, но всепоглощающей любви.Спектакли Виктюка вообще отличаются своеобразием – стоит раз увидеть какую-либо из постановок, и уже невозможно забыть его фирменный почерк… Пластичная, завораживающая «Федра», созданная из сплава античного и современного театра, будет интересна тем, кто хочет отвлечься от драматических постановок в их классическом понимании и готов на эксперименты, куда больше затрагивающие бессознательно-ассоциативное, чем рациональное. Пьеса Жана Расина обратила внимание публики на древнегреческих героев, гениальные стихи Цветаевой превратили образы в живых, чувствующих, отчаянных людей, а актёры театра Виктюка намеренно лишили персонажей и сюжет чётких границ, оставив лишь ощущение сжирающей любви, будто неизбежно надвигающейся катастрофы. Получилосьнеобычно, завораживающе и очень красиво.
Где посмотреть:https://tvkultura.ru/video/show/brand_id/63398/episode_id/2003852/video_id/2045648/