В режиме самоизоизоляции мы не можем ходить в театр, но мы можем о нем читать и узнавать много нового о теоретиках театра, актерах и режиссерах. С последних и начнем. Знакомьтесь: Бертольд Брехт!
Бертольт Брехт – один из самых популярных немецких драматургов, поэт, теоретик искусства, режиссер. Убежденный антифашист, Брехт использовал творчество для пропаганды своих идей, был близок коммунистам и даже стал лауреатом Сталинской премии «За укрепление мира между народами», хотя за несколько лет до того назвал генсека в своем тайном дневнике «заслуженным убийцей народа». Тем не менее творчество драматурга и режиссера оказалось чем-то большим, чем отражение конкретной эпохи. Несмотря на утверждение автора, что без всемирно-исторической победы советского коммунизма у его произведений не будет будущего, пьесы по-прежнему ставятся на театральных площадках мира, а придуманная Брехтом концепция «эпического театра» изучается в вузах и используется в режиссуре. Известные пьесы Брехта, которые идут и в российских театрах, – «Мамаша Кураж и ее дети», «Добрый человек из Сезуана», «Барабаны в ночи», «Трехгрошовая опера», «Баал»и др.
Что такое эпический театр?
Эпический театр не создает иллюзию, он повествует о том, что происходит, и отображает не только поступки, но и социальные мотивы, движущие ими. Для объяснения происходящего на сцене Брехт также использует «зонги», которые исполняются хором, тем самым прерывая повествование. Существует мнение, что повторить эпический театр Брехта невозможно, и единственный его образец – это «Берлинер ансамбль», один из ведущих театров ГДР, основанный Брехтом и его женой, актрисой Еленой Вайгель, в Берлине в 1949 году. Театр открылся спектаклем по пьесе Брехта «Мамаша Кураж и ее дети» в постановке Эриха Энгеля под руководством автора с Вайгель в заглавной роли.
Как играет актер эпического театра?
Актер по Брехту похож на свидетеля, пересказывающего события, очевидцем которых он был. Он не знает характер героев, но наблюдал поступки, и может только предполагать, что было всему причиной. Пересказывая, он не превращается в изображаемое лицо и никогда не позволяет зрителю забыть про себя. Публика в его лице видит некую третью сущность, и именно тогда возникает эффект отчуждения.
Как почувствовать себя актером эпического театра?
Чтобы почувствовать эффект отчуждения изнутри, возьмите пьесу, выберите в ней героя и попробуйте использовать следующие приемы:
Перевод текста в третье лицо;
Перевод текста в прошедшее время;
Чтение роли с ремарками и комментариями от себя.
Какой зритель нужен Брехту?
На этот вопрос отвечает сам Брехт. «Зрители иной раз напрасно ожидают, что жертвы катастрофы обязательно извлекут из этого урок… Драматургу важно не то, чтобы Кураж (Героиня пьесы «Мамаша Кураж и ее дети» – Прим. Ред.) в конце прозрела… Ему важно, чтобы зритель все ясно видел».
Зритель Брехта пришел не просто развлечься, он размышляет об общественных вопросах и ищет решение. Главный посыл к зрителю отражен в пьесе «Добрый человек из Сезуана» в заключительном зонге:
«Так помогите нам! Беду поправьте
И мысль, и разум свой сюда направьте.
Попробуйте для доброго найти
К хорошему хорошие пути.
Плохой конец – заранее отброшен.
Он должен,
должен,
должен быть хорошим!»
Ну и напоследок немного высказываний Бертольда Брехта:
Господину в партере
«…Я должен обратить внимание на то, чтобы в моем театре укреплялся ваш аппетит. Если я доведу дело до того, что у вас появится охота закурить сигару, и превзойду самого себя, добившись того, что в определенные, предусмотренные мною моменты она будет затухать, мы будем довольны друг другом. А это всегда самое главное».
«Но я все же полагаю, что художник, даже если он работает на пресловутом чердаке, за закрытыми дверьми, ради будущих поколений, – даже он ничего не сумеет сделать, если ветер не наполнит его парусов. И ветер этот должен быть ветром именно его времени, а не ветром будущего».
«У эпох без больших целей нет и большого искусства».