Ваше сообщение успешно отправлено!

Три дочери. Две матери. Один отец

Новый молодой Театр hcach-1. Пора знакомиться

Пьеса Элайн Файнстайн, написанная в 1975 году совместно с Woman’s theatre group, открывается для российской сцены спектаклем «Дочери Лира» от объединения студентов и выпускников театральных вузов 2017-2019 гг., Театр hcach-1. Несвязанные заранее утвержденными планами на сезон молодые режиссеры, актеры и художники позволяют себе говорить о важном, искать и рассказывать о своих поисках зрителю.

Сам текст пьесы не так-то и легко найти на английском, а что говорить о переводе – он здесь тоже первый и выполнен режиссером спектакля Микитой Ильинчиком вместе с Григорием Утгофом. Уже это является как минимум одной из причин посмотреть спектакль. Но помимо гладкого, ровного и ритмичного текста, ставшего одним из главных феминистических высказываний XX века, идеи режиссера, художника и актерские работы стоят того, чтобы их увидеть и прочувствовать.

Не стоит рассматривать спектакль как новое прочтение Шекспира: отсылка к королю Лиру здесь – это, скорее, способ отстранения, художественная условность, позволяющая говорить о проблеме, не называя ее. И при наличии это условности спектаклю уже не нужны другие – декорации замка, пышные костюмы и прочее. Подвалы «Боярских палат» превосходно справляются с ролью декораций, и узкие лабиринты, угадываемые за той частью зала, где разворачивается действие, наполняются невидимой болью и страхом. Дочери короля Лира (Анастасия Лёвина, Дарья Репина, Надя Карпова) появляются перед зрителями в образе послушных школьниц – белый верх, черный низ, банты и гольфы, – а уходят в свадебных платьях. Но внутри трансформации из девочки в женщину находится борьба за внимание, ревность, побои и аборт. И вопрос – что такое быть любимой дочерью – заставляет бояться ответа.

Помимо дочерей Лира в спектакле действуют еще два персонажа – Шут и Няня. Шут в исполнении Миши Гурая получился вполне себе шекспировский, несмотря на каблуки и костюм с американскими звездами, – будучи себе на уме, он говорит болезненную правду, но тем не менее заботится о своих подопечных. И абсолютно органично вплелась в это болезненное повествование Няня – Людмила Корниенко, актриса Театра.doc. Сильная и решительная Няня, такая хрупкая в своей огромной мужской куртке, получилась одновременно лукавым и страдающим трикстером. Она рассказывает дочерям сказки об их появлении на свет, провоцируя взаимную зависть, становится наперсницей королевы и главным человеком в доме, дразнит и утешает Шута, а потом поведает историю про оставленного сына, разрушая сложившееся о себе впечатление. На самом деле, не только Няню – ни одного персонажа пьесы понять не получится, их мысли и переживания так и останутся запутанным клубком, но спектакль позволяет их разделить и прочувствовать.

«Дочери Лира» – спектакль не про сюжет и форму, это попытка максимально бережно для себя прожить чужое страдание и выйти из него. Его образы запечатлеваются в подсознании, всплывая при чтении новостей или столкновении с определенными событиями. Это история одновременно женская и нет – потому что в боли нет гендера. Нет и времени – текст начала второй половины XX века звучит знакомо и понятно. И спектакль – это совместное медитирование театра и зрителя, чтобы наконец-то оставить страшное позади.

Фото: Театр hcach-1

Театрал-любитель. Верю, что театр способен говорить искренне о наболевшем. И если не изменить общество, то расставить точки над i в конкретной голове.


Еще статьи этого автора

Еда
Ресторан «Тоттори»: японские открытия
Неизвестные гастрономические тренды японской кухни
Театр
Брехт. Швейк. Вторая Мировая.
Первый спектакль «Сезона учеников» в Студии театрального искусства
Театр
Чем отличается жена от проститутки?
Спектакль «Капитал» в театре «Среда 21»