Ваше сообщение успешно отправлено!

«Послание к человеку»: кино на острие реальности

Жизнь через экраны международного кинофестиваля в Петербурге

В течение восьми дней, с 14 по 21 сентября, фестиваль «Послание к человеку» показывал зрителям документальное, игровое и анимационное кино со всего мира. В фокусе «Послания» традиционно документальные фильмы; кино, обнажающее остросоциальные темы, – такое, будто бы сама реальность дышит на вас через экран.

Общий ритм и вибрацию, как ударом по басовой струне, фестивалю задал фильм открытия – «Диего Марадона» (реж. Азиф Кападиа) – рассказ о полной душевных противоречий жизни гениального футболиста, которого судьба взвела на недосягаемый пьедестал славы и, погрузив в пучину позора, беспощадно оттуда низвергла. Этот документальный фильм, содержащий исключительно архивные кадры, построен как триллер и не отпускает зрителя ни на минуту.

Кадр из фильма «Диего Марадона»/«Diego Maradona». Режиссер: Азиф Кападиа


Современное документальное кино смело конкурирует с игровым, а в чём-то даже его обходит. За счёт реальности событий и героев документальное кино может рассказывать о жизни с особой остротой. Яркий пример того, что позволяют современные технологии и современный образ мышления, – фильм «Полуночный путешественник» (реж. Хассан Фазили). Это автобиографичная документальная картина, снятая семьёй режиссёра во время бегства из Афганистана в Европу.

Кадр из фильма «Полуночный путешественник»/«Midnight  traveler». Режиссер: Хассан Фазили

За документальный фильм Фазили «Мир» талибы убили его главного героя и назначили вознаграждение за голову режиссёра, – так могло бы звучать описание сюжета художественного фильма. Но это не вымысел, а реальность, и от этого страшно. Фазили с супругой и двумя маленькими дочерьми вынуждены бежать из страны – путь из Афганистана в Европу профессиональные документалисты запечатлели на свои мобильные телефоны.

Кадр из фильма «Полуночный путешественник»/«Midnight  traveler». Режиссер: Хассан Фазили

Так получился фильм, который от первого лица рассказывает о жизни беженцев: с одной стороны, о страшных эпизодах бегства – переходе границ по тропам контрабандистов, о ночах, проведённых в лесу и в поле, об агрессии националистов; с другой стороны, о маленьких семейных радостях и печалях: мы становимся свидетелями разговоров супругов о религии, различии культур, наблюдаем, как растут и меняются дочери режиссёра.


В специальной программе «Кино сверхреальности» фестиваль стремился представить игровое кино, где реальные события усилены средствами искусства так, что фильмы по своей социальной остроте выходят за грани реальности. Режиссёр Ладж Ли снял фильм «Отверженные» в пригороде Парижа, в своём родном районе – в Монфермейле, где живут семьи мигрантов разных национальностей, и часто вспыхивают межэтнические конфликты.

Кадр из фильма «Отверженные»/«Les Misérables». Режиссер: Ладж Ли

Острота фильма в том, что жертвами проблем и непонимания взрослых становятся дети. Как писал Гюго в своём романе «Отверженные», «…Нет ни дурных трав, ни дурных людей. Есть только плохие полеводы и воспитатели». Действие картины разворачивается именно в том районе, где некогда жили герои романа Гюго. Время течёт, но там также живут люди, оставленные обществом, те, о ком предпочитают не думать, от которых стараются отгородиться. За рассмотрение сложной для Европы темы и качество исполнения в мае 2019 фильм получил приз Каннского фестиваля.


Один из наиболее острых фильмов на темы российских реалий – «Путешествие в Париж» – игровой короткометражный фильм, снятый в Колпинской колонии для несовершеннолетних. На стенах этого учреждения наклеены фотообои разных городов мира: Парижа, Нью-Йорка, но воспитанники колонии – подростки от 14 до 18 лет едва ли когда-либо увидят Эйфелеву башню вживую. «Путешествие в Париж» – это фильм о взрослении, о вере, принятии сложной правды: парень вот-вот должен выйти из колонии; несмотря на то, что ему говорят окружающие, он ждёт, что за воротами его встретит мама, он не верит, что она не придёт.

Как рассказывает продюсер фильма Наталья Савко: «Как у человека из социально благополучной семьи после первого же визита туда (в колонию) у меня что-то сместилось в голове, потому что, оказывается, что рядом со мной, в 40 минутах от города, от моей уютной, приятной квартиры, есть совершенно параллельная реальность. Там действуют другие законы, там люди с детства знают, что такое насилие в семье. Дети оказываются там только потому, что их мама пьёт/ употребляет наркотики, папа сидит или его убили – там нет детей, у которых есть полноценные семьи с нормальными социальными родителями. Их там таких в среднем порядка 50 человек, количество меняется: кто-то приходит, кто-то уходит, но в целом это совершенно заблудшие, забытые и никому ненужные дети. Когда ты в это всё включаешься, то понимаешь, что не можешь на это не смотреть».

Кадр из фильма из «Путешествие в Париж»/«Trip to Paris». Режиссер: Мария Полякова

Режиссёр фильма, Мария Полякова, в 2013 вместе с группой Dedox уже сняла в колонии новогодний клип «Щелкунчик». Историю мальчика, который ждал маму, ей рассказывали из раза в раз, когда она приезжала в колонию, и она решила снять фильм, фильм, где все актёры за исключением одного профессионала – это реальные люди, помещённые в некоторые предполагаемые обстоятельства. Мария Полякова говорит, что для неё замкнутые сообщества, тюрьма в России – это как личный ночной кошмар.

Продюсер фильма, Наталья Савко: «Когда мы первый раз приехали в колонию, это было очень странное ощущение. Туда заходишь, у тебя забирают телефон, забирают паспорт, и ты на территории как будто бы никто. Там есть заключённые, там есть охранники, и ты гуляешь, как экскурсант, и не понимаешь: ты вроде бы не с охранниками, не с заключёнными – какое-то среднее звено, но ощущение угрозы, ощущение того, что ты в любой момент сгинешь, очень сильно преследовало первое время». Критики отмечают режиссуру Марии Поляковой и актёрские работы: фильм уже получил 14 призов различных фестивалей.


Свой полнометражный документальный фильм «Москва будто бы сон» Маргарита Захарова начала снимать в одном из московских баров – тогда она готовила сценарий для игрового фильма, но, познакомившись со своим героем, полностью переключилась на документальный жанр и стала снимать по принципу «один человек, одна камера»: все съёмки и монтаж она выполнила в одиночку. Её герой, молодой черногорец Кабир, уже пять лет живёт в Москве: в 2012 году в Черногории он познакомился с девушкой Настей и переехал к ней в Москву. Настя некогда отказалась от карьеры художника в пользу развития галереи своего отца: сейчас она бизнес-леди, ведёт дела, организует выставки.

Кадр из фильма «Москва будто бы сон»/ «Moscow is like a dream». Режиссер: Маргарита Захарова

Как говорит Маргарита Захарова, она сразу поняла, что отношения разваливаются, и поэтому начала снимать – это был август 2018. Через камеру мы видим жизнь богемной тусовки, увядание отношений в межнациональной паре: к концу 2018 Кабир возвращается на родину. Следуя за ним, Маргарита Захарова представляет зрителю море, закатное солнце – там, в Черногории Москва действительно должна представляться Кабиру сном. Благодаря качеству съёмки и монтажа, максимальному приближению к героям эта реальная мелодрама смотрится как игровой фильм. Картина была отмечена призом московского фестиваля «Beat Film Festival».


Творческий путь режиссёра Елизаветы Снаговской зеркален судьбе черногорца Кабира: четыре года назад она переехала из России в Германию. Сейчас она в Петербурге всего на несколько дней и признаёт, что здесь ей сложно поверить, что Мюнхен с её друзьями и работой существует. До Германии Маргарита успела окончить СПбГАТИ, параллельно с учёбой работала в «театре post» и у Андрея Могучего – была арт-директором фестиваля ТПАМ (Театральное пространство Андрея Могучего). Сейчас она студентка Мюнхенской киношколы – учится на режиссёра-документалиста, однако на фестивале Елизавета представила свою игровую короткометражку. «Пропавшая без вести» – это студенческий фильм, в котором главную роль сыграла Луиза Вольфрам, знакомая российскому зрителю по роли императрицы в фильме Алексея Учителя «Матильда».

Кадр из фильма «Пропавшая без вести»/«Going missing». Режиссер: Елизавета Снаговская

Как говорит Елизавета Снаговская, своим фильмом она хотела показать зрителю, что жизнь в ваших руках. Её героиня, будто бы «застрявшая в не своей жизни», бросив тщетные попытки наладить контакт со своими близкими, решается на побег. Елизавета сама подбирала актрису на главную роль: она нашла Луизу через соответствующий сайт и, ещё не осознав, что та уже сыграла в фильме одного из крупных российских режиссёров, связалась с ней через агентство. Немецкая актриса согласилась сниматься, несмотря на то, что актёры работали бесплатно – возможно, помимо сценария её подкупило и то, что она в кадре буквально все 16 минут фильма. По словам Елизаветы Снаговской, после съёмок у Алексея Учителя актриса полюбила нашу страну и очень бы хотела приехать на фестиваль и представить фильм лично, однако сейчас она занята на съёмках в Канаде. Следующий проект Елизаветы – это её дипломная работа – документальный фильм, который она планирует снимать в России.


Кадр из фильма«Полуночная помощь»/«Midnight Family». Режиссер: Люк Лоренцен

Гран-при фестиваля получил документальный полнометражный фильм «Полуночная помощь» (в оригинале «Midnight Family»), снятый молодым американским кинематографистом Люком Лоренценом – в этом проекте он и режиссёр, и оператор, и монтажёр. Картина рассказывает о бизнесе мексиканской семьи Очоа – они владеют специализированной машиной и оказывают скорую медицинскую помощь. Когда в Мехико на 9 миллионов человек всего 45 государственных карет скорой помощи, недостаток экстренных служб компенсируют частные компании, но там, где заправляют деньги, не всегда хватает места гуманности и этике: частные компании конкурируют между собой за пациентов, везут своих клиентов вместо ближайших государственных клиник в удалённые частные, дают взятки полиции за то, что те сообщают им о происшествиях…

Фильм шокирует противоречиями: желанием помочь и прочно связанным с ним желанием получить деньги, нескрываемыми лицами и явными взятками, и закрепляет этот шок естественный для такого фильма вид реальной крови. Оценка жюри, данная этой картине, – приз за лучший фильм – ещё раз подтверждает тенденцию фестиваля демонстрировать острейшие проблемы, обнажать их, выводить на обсуждение.

Фестиваль «Послание к человеку» показал десятки фильмов, полных вопросов, которые люди задают себе и друг другу, фильмов о проблемах, с которыми сталкивается общество и отдельные люди. Говорить о самом актуальном и важном, говорить о любом человеке и с каждым – так фестиваль подтверждает и оправдывает своё название.


Фотографии предоставлены пресс-службой фестиваля

Полина Шпартько

   

Актриса, певица, автор. Нахожу свободу в творчестве, люблю наблюдать, узнавать новое, анализировать – просто смотреть и думать. Страстно преодолеваю границы мне ещё неведомого и незнакомого, иду, куда хочу, и от этого мой путь, часто непонятный другим, для меня бесценен. Моё творчество и мой интерес к искусству ведут меня туда, где я ещё не была, и, кто знает, возможно, приведёт туда, где не был никто.

Автор онлайн-журнала Porusski.me Все самое интересное: путешествия, красота и мода, еда, дизайн, свадьбы, главные события, интересные фотосессии и многое другое!


INSTAGRAM
Следите за нами в Instagram