Премьера спектакля «Вальпургиева ночь» театра МОСТ в постановке Евгения Славутина приурочена к 80-летию Венедикта Ерофеева. Это не первая версия спектакля: когда пьеса еще не была опубликована, с разрешения автора спектакль уже игрался на сцене Студенческого театра МГУ в сезоне 1989-1990. Но стоит ли ждать повторения?
Ответ такой: не стоит. Прошлое остается в прошлом, и современный спектакль говорит со зрителем на новом языке. Например, без мата – в 90-е это был действительно художественный прием – перенос на сцену бытовой разговорной речи, которой не было в советских фильмах и спектаклях, а сейчас этим не удивить. И возрастной ценз спектакля «Вальпургиева ночь» 18+ – это, скорее, формальность. Не будем лукавить: ничем исключительным подростки, посмотрев спектакль, свой лексикон не обогатят. А вот получить заряд положительной энергии вполне могли бы. Хотя пьеса не так легка, как кажется на первый взгляд, сам спектакль получился жизнерадостным и легким, несмотря на трагичный финал.
Неожиданный спектакль – очень удачное определение к действию, которое происходит в пространстве палат психиатрической больницы. Белые стены на сцены – это уже готовая декорация, которую не нужно ничем дополнять, достаточно занавеса из простыни и больнично-тюремных коек. Лирический герой Венедикта Ерофеева не доехал до Петушков, а вместо этого попал в дурдом. Пациент Гуревич (Георгий Антонов), отвечая на каверзные вопросы врачей, прячет взгляд за круглыми черными очками. Напряжение, которое создается между персонажами пациента Гуревича и врачебного состава, продолжается и по прибытии в 3-ю палату.
Там царят вполне себе блатные нравы, за соблюдение которых отвечает староста Прохоров (Андрей Рогозин), со своими золотистыми кудрями очень напоминающий хулигана-Есенина, и его верный оруженосец Алеха (Евгений Панферов), у которого вместо куполов на спине в вырезе алой рубахи не виднеется, а прям-таки маячит массивный деревянный крест. Все пациенты третьей обладают своим шармом и историями, которые с талантом и удовольствием разыгрывают актеры – Юрий Огульник, Илья Покровский, Роман Зуев, Гермоген Родионов, Артем Коннов, Дмитрий Панов и Александр Сизов. На откуп зрителям остаются догадки, кто и в какой мере сумасшедший – эстонец, шахматист или трогательный Вова. Появление Гуревича еще больше сплачивает братство пациентов, и здесь бы ожидать бунт, восстание против государственной системы, но нет. Это в Америке возможно, у Кена Кизи и Милоша Формана, а в России что делают? Правильно, пьют!
Небольшая поправочка: пьют, поют и танцуют! Музыки в спектакле очень и очень много, звуковая партитура, которая дополняется еще раскатами грома и гулом самолетных двигателей, подсказывает зрителю, раскрывает персонажей и направляет ход сценического повествования, а хореография спектакля близка к акробатике. И обязательно обратите внимание и не пропустите фреску Леонардо да Винчи!
Изменилось время, люди. Поменялся и спектакль. Стал ярче, смешнее, цветнее. Но говорит о том же, что прячется между строк и за занавесом из белой простыни. А чтобы его услышать, приходите в театр МОСТ! Можно еще «немедленно выпить» перед походом – не просто так, а по заветам и с одобрения юбиляра, нашего любимого Венедикта Ерофеева!