9 октября в зале спецпроектов Третьяковской галереи на Крымском Валу состоялся вернисаж известного современного живописца и скульптора Наталии Турновой. Семь скульптур и четырнадцать картин объединяет одна тема – борьба человека со страстями.
“Кто постиг безмолвие, тот узнал глубину таинств; но не вошел в оную, если бы не увидел и не услышал прежде дыхания бесовских ветров и возмущения волн искушений; а может быть, ими и обрызгался.”
Преподобный Иоанн Лествичник
Открывают экспозицию большие живописные полотна с изображением лиц, которые демонстрируют разные состояния человека. Это не что иное, как способ изобразить внутреннюю борьбу со своим “я”. Почерк Турновой всегда узнаваем: яркие цвета, крупный формат и точная форма. Любовь к яркому цвету зародилась ещё детстве – пять лет она провела в насыщенной яркими красками Бирме. Художник долгое время экспериментировала с цветом, и на выставке мы видим, как с его помощью она заставляет работы молчать со зрителем. Но о чем они безмолвно кричат? Возможно, о бушующих внутри страстях…
Российский искусствовед, историк русской философии и литературы, теолог Барабанов Е.В. – о выставке:
«Страсти – это то, что довлеет над человеком. Человек подвластен своим страстям, пока не осознает, что он раб, и служит им. Это то, что является греховной страстью. Все, что вы видите, – это персонажи страстей; попытайтесь услышать их, и вы обнаружите, что Турнова удивительно музыкальна в художественном смысле. В смысле, который соединяет музыкально и живописное высказывание воедино».
В центре творчества Наталии стоит человек со всей своей проблематикой, своего рода живописная антропология. Она захватила большое количество тем – любовь, старость, насилие, политика,– проработав их с поразительной настойчивостью. Художник в полной мере раскрывает вопрос человеческого высказывания посредством живописи. По ее мнению, только заглянув внутрь себя, можно осознать, что происходит, и разобраться со страстями и искушениями.
Скульптурно-объектная часть вернисажа является еще более оглушающе безмолвной. Серия выполнена из алюминия, меди, стали – грубых промышленных материалов, что создает контраст с живописными полотнами. Скульптуры напоминают каменных идолов из холодного металла, демонстративно безмолвствующих с простыми смертными.
Барабанов Е.В.:
«Сейчас художники говорят о чем угодно. Болтовня в искусстве стала нормальной вещью. И вот у Турновой демонстративно молчание и высказывание. Какие образы в творчестве Наталии, какие средства она использует?
Здесь движение Турновой от прозрачных плоскостных работ с ярким влиянием Матисса к более сложному, к тому, что можно назвать цветоформой. Цвет обретает форму и живет в форме. Кто этим занимается сейчас? Да никто!».
Каждый может почувствовать и услышать на вернисаже Наталии Турновой что-то личное, то, что откликается в нем. «Безмолвствующие» – яркий образец говорящего искусства. Выставка продлится до 25 ноября в Новой Третьяковке, Крымский вал, 10.
1957 – Наталия Турнова родилась 19 марта в городе Кабул, Афганистан.
1983 – окончание факультета промышленного дизайна Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшее Строгановское).
1985 – член секции молодых художников и искусствоведов при Московском союзе художников (МСХ).
1996 – член секции художников монументально-декоративного искусства МСХ.
1990 – выставкой Наталии Турновой в сентябре 1990 года открылась Галерея «Риджина».
2010 – проект «Диагноз» (2008-2010) попал в финал Премии Кандинского в номинации «Проект года».
2018 – выставка в Третьяковской галерее, основанная на двух сериях работ. Одна из них – скульптурно-объектная, давшая название проекту, и живописная, представленная в 14 полотнах.