1968.Digital – это проект студии «История будущего» и кинокомпании «Базелевс» Тимура Бекмамбетова. Основатели студии экс-главред «Дождя» Михаил Зыгарь и Карен Шаинян (в разное время автор изданий «КоммерсантЪ-Деньги» и «Сноб») ищут «новые способы рассказывать истории».
В проекте “1917. Свободная история” они устанавливали связи между революционным 1917-м и 2017-м через свидетельства очевидцев, обретшие форму постов в соцсети. К 2018 году отыскалась другая красивая рифма – 1968-й, “когда все началось”. Ключевой тезис автора текстов Зыгаря – что именно тогда были запущены масштабные процессы, которые сделали мир таким, каков он есть.
Михаил Зыгарь: «1968 и его окрестности – время удивительных событий, когда изобрели интернет, появилась доступная мода прет-а-порте, борьба за равноправие женщин, черных и геев достигла пика, а в музыке и искусстве происходили перевороты каждый день.
Еще это год параллелей и совпадений: похожие события как будто независимо друг от друга происходят по всему миру. Люди, которые друг о друге никогда не слышали, вдруг начинают думать и действовать совершенно одинаково.
Как будто именно в этом году мир сжимается и постепенно становится таким, каким мы знаем его сегодня».
1968-й был вроде бы не так давно (многие имена на слуху, многие очевидцы живы), но остался очень далеко. Время сейчас настолько ускорилось, что не сразу припомнишь, что было в прошлый вторник, а уж как мы жили без мобильников и интернета – и вовсе трудно себе представить. По данным Лаборатории политических исследований НИУ Высшей школы экономики, сотрудники которой уже 10 лет проводят интервью со студентами, нынешняя российская молодежь знает о расселении славян больше, чем о распаде Союза, а 1998 год для нее – такая же древность, как 1147. Что уж говорить об истории XX века, которая сейчас больше мифология, чем история. Наверное, именно этой аудитории и адресован проект в первую очередь.
Тимур Бекмамбетов тоже не первый год ищет новые способы рассказывания: некоторое время он продвигал идею десктоп-кинематографа. Но инновации стареют быстро, стационарные компьютеры уходят в прошлое, следующая ступень – мобильное кино! Первый сериал для смартфонов 1968.Digital использует технологию screen life, чтобы говорить на максимально понятном и близком молодым людям языке.
Тимур Бекмамбетов: “Мне кажется, что любое традиционное кино сегодня выглядит как ретро. Мы примерно треть времени смотрим в экраны, и если просто показывать человека, который уткнулся в телефон, получается скучная бессмысленная картинка. Обычным киноязыком невозможно передать все, что происходит в нашей жизни, потому что большая часть происходит на экране. Мы влюбляемся, ссоримся, проживаем целую жизнь, глядя в экраны. Люди грабят банки, становятся миллионерами, не вставая из-за столика кафе, где сидят с ноутбуком”.
Узковатый для игрового кино формат отлично подходит для мокьюментари: детали и объяснения опускаются, внутренний мир героя раскрывается через поступки (например, посты и лайки) и то, как он пишет и стирает сообщения. Чтобы понравиться молодежи, “антивоенный” кандидат в президенты Маккарти устанавливает Snapchat, Instagram и Twitter. Пьяный футболист Бест путает буквы в словах. Меняя воззрения на диссидентские, Сахаров устанавливает Telegram. Эмоции Роберта Кеннеди по поводу пропажи сына иллюстрирует скачок частоты пульса в приложении. Сеть трещин по экрану говорит о смерти героя или покушении на него.
В комментариях много пишут про то, что вертикальное видео – это неудобно, и лучше убрать “айфоновские штучки” и сделать обычный подкаст. Но в таком случае это и будет “обычный подкаст”, и он здорово потеряет в динамичности и остроумии. Впрочем, суть его не только в форме, но и в содержании, ориентированном на поколение соцсетей.
1968.Digital – это фантазия об эталонном учебнике для современного школьника, построенном не на хронологии, а на интересных фактах из жизни ярких личностей – такие можно запостить или рассказать друзьям. Бунтари в культуре, политике, науке, спорте – настоящие рок-звезды, яркие и взбалмошные. Их жизнь – сама по себе сюжет. Немецкий революционер Руди Дучке прячет взрывчатку в коляске со своим двухмесячным сыном. Франсуа Трюффо не приходит на собственную свадьбу. Жан-Люк Годар с Карлосом Саурой и Джеральдин Чаплин висят на занавесе в Каннах и срывают кинофестиваль в знак протеста против искусства, далекого от реальности. Мохаммед Али выбрасывает в реку медаль Олимпиады после того, как его не пускают в ресторан из-за цвета кожи.
Эти люди – повод ужаснуться и восхититься, пример и ролевая модель. Сахаров в 28 лет создает водородную бомбу, в 32 становится академиком и самым высокооплачиваемым молодым ученым в СССР, но жертвует положением ради собственных убеждений. Всеобщий любимец телеведущий Уолтер Кронкайт едет на войну во Вьетнаме, чтобы понять, что действительно там происходит, и рассказывает всю правду, несмотря на свою дружбу с президентом Джонсоном.
Одни и те же персоны и события показаны с разных ракурсов. Рассказы многократно пересекаются, задевают друг друга краями. Возникает ощущение 3D-модели, которую можно повернуть и приблизить. Исторический процесс предстает именно что процессом – единым по всему миру, построенным на общих закономерностях вне зависимости от расы, национальности или госстроя.
Короткие серии не дают заскучать и хоть и не предлагают исчерпывающей картины (если она вообще возможна, когда речь идет о такой неточной науке, как история), но мотивируют поискать подробности. В конце списком даны источники, и очень не хватает такого же перечня с активными ссылками в описании к каждой серии.
Финал каждого отрывка – мостик от событий прошлого к современности: все они находят развитие или параллели в настоящем. Эти сцены тоже неплохо бы подписать: не всегда понятно, о чем они, особенно людям, которые не смотрят новости и не находятся постоянно в курсе информационной повестки. Но они определенно подогревают интерес к нынешней социальной и политической жизни. История будущего делается сейчас. Мы – современники многих легендарных личностей, и имеет смысл присмотреться к ним повнимательнее. Кто-то из них останется в коллективной памяти, а кто-то будет забыт (например, все знают The Beatles, а кто такой Джордж Бест? А ведь когда–то его называли пятым битлом).
Карен Шаинян: «Нам хотелось впервые сделать по-настоящему международный проект на нескольких языках, чтобы показать, как в 1968 году в самых разных странах люди встречались с одинаковыми трудностями и совершали одинаковые ошибки или, наоборот, большие красивые поступки.
Вообще, телефон человека – это прямой доступ в его голову. Мы хотели сделать проект для всех: доступный, простой и мгновенно вовлекающий, как это было с «Проектом 1917». Так мы придумали не отправлять зрителей в 1960-е, а, наоборот, приблизить 1960-е к нам. Сделать их понятнее без лишних слов, просто упаковав содержание в привычные нам интерфейсы».
Проект 1968.Digital соединяет прошлое и настоящее, отражая одно в другом. Проповедь Дучке “оскорбляет чувства верующих”. Де Голль “поднял нацию с колен”. Миа Фэрроу пишет о домогательствах с хэштегом #MeeToo. Сериал рассказывает о событиях полувековой давности голосами медийных персон (от Хабенского до Урганта, от Миронова до Собчак), актуальным языком, с использованием современных выразительных средств. И таким образом становится документом нынешней эпохи, где петиции публикуют на change.org, речи и обращения к нации пишут в «Заметках», в городе ориентируются с помощью Google.Maps, и для всего на свете есть свое приложение (даже для медитации). О нас современных он говорит ничуть не менее красноречиво, чем о наших мамах и бабушках. Такая вот история в квадрате.