Ваше сообщение успешно отправлено!

Почему это стоит увидеть? SOLO-2018

Дайджест по фестивалю

1 октября в театральном центре “На Страстном”  стартует фестиваль моноспектаклей  SOlO. А почему его не стоит пропускать  – читайте в нашем материале.


1 ОКТЯБРЯ

ЧТО: «Жестяной барабан»

КТО: Берлинер ансамбль, Берлин, Германия

ПОЧЕМУ ЭТО СТОИТ ВИДЕТЬ: сам театр, представляющий эту постановку, был основан в 1949 году Бертольдом Брехтом, и в нынешней своей формации, по оценкам критиков, полностью поддерживает брехтовскую теорию “эпического театра”. То, что именно «Берлинер ансамбль» ставит один из знаковых в послевоенной литературе Германии романов Гюнтера Грасса, – событие само по себе. В этой постановке мешаются гротеск, пересказ исторических событий и история одной личности: роман подан рассказом от лица всего лишь одного из его действующих лиц.


2 ОКТЯБРЯ

ЧТО: «Макбет. Реконструкция»

КТО: Drama & Physical Theatre, Антон Мозгалев, Москва, Россия

ПОЧЕМУ ЭТО СТОИТ ВИДЕТЬ: это уже не первый авторский моноспектакль Антона Мозгалёва, берущий за основу классическое произведение. Характерные для его творчества сочетания авангардной музыки, безумного грима, граничащего с уродованием, и специфической пластики уже находили своё воплощение в работе “Фауст. Ритуал”. Тогда автор рассматривал оригинал Гёте через призму последнего часа жизни Фауста. Как именно Мозгалёв сдвинет акценты в трагедии Шекспира – неясно, однако спектакль обещает, как и в прошлый раз, быть с пометкой “не для слабонервных”.


3 ОКТЯБРЯ

ЧТО: «Хомо чудикус»

КТО: Свердловский государственный академический театр драмы, Екатеринбург, Россия

ПОЧЕМУ ЭТО СТОИТ ВИДЕТЬ: этот спектакль Антона Зольникова по рассказам Василия Шукшина стоит посмотреть хотя бы для того, чтобы оценить: действительно ли это лёгкая и чудаковатая трагикомедия, или все же это нечто пугающе реалистичное? Речь здесь не только и не столько об образе “загадочной русской души”, а о том, как конкретно в этом случае решено взаимодействие актёра с бытовыми, привычными предметами. Здесь стоит не столько буквально воспринимать сюжет, а искать символы в самых обыденных вещах, нагромождённых вокруг героя.


4 ОКТЯБРЯ

ЧТО: «Сонм»

КТО: Мастерская Брусникина, Москва

ПОЧЕМУ ЭТО СТОИТ ВИДЕТЬ: «Сонм» – дебютная работа и для режиссёра, и для исполнителя. Василий Буткевич, будучи одним из самых заметных выпускников Мастерской Брусникина, уже доказал свой актёрский талант в традиционных спектаклях, однако это его первый сольный проект. То, что за основу для спектакля взята биография Чарльза Мэнсона, – шаг смелый, но оправданный. Отталкиваясь от истории его жизни, не опуская в повествовании даже самых пугающих деталей, авторы спектакля не пересказывают биографию Мэнсона; они анализируют зло само по себе, как нечто, находящееся за гранью понимания нормального человека, но в человеке же и воплощённое. Зрителям стоит быть готовыми: это будет страшно.


5 ОКТЯБРЯ

ЧТО: «Кроткая»

КТО: Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова, Санкт-Петербург, Россия

ПОЧЕМУ ЭТО СТОИТ ВИДЕТЬ: постановка по этому произведению Достоевского идёт на этой же площадке уже несколько лет под режиссурой Павла Сафонова в действительно искреннем и полностью передающем дух первоисточника исполнении Евгения Стычкина. Сам писатель называл “Кроткую” фантастическим рассказом – сюжет для него он придумал, прочитав заметку в газете о том, как молодая девушка выбросилась из окна. Тем интереснее, учитывая уже имеющиеся постановки, будет увидеть и эту версию, сыгранную и поставленную Валерием Ивченко. Также примечателен тот факт, что в качестве основы для своей “инсценировки” Ивченко взял не современную, а дореволюционную версию текста.


6 ОКТЯБРЯ

ЧТО: «Сибирь»

КТО: Театр НеНормативной Пластики, Санкт-Петербург, Россия

ПОЧЕМУ ЭТО СТОИТ ВИДЕТЬ: изначально драма “Сибирь” Феликса Миттерера была написана как монолог, полный просторечий и не содержащий в себе связной сюжетной составляющей. Пьеса была наглядной иллюстрацией не столько психологического, сколько физического упадка человека, описанной в пяти актах. И если в оригинальном немецком тексте героя сдают в дом престарелых, то в версии Романа Кагановича и Сергея Азеева ситуация чуть более однозначна: мы видим человека в хосписе в последние дни его жизни. Это стоит увидеть хотя бы ради вдумчивой, медитативной игры Азеева; велика вероятность и того, что петербургским экспериментаторам удастся сохранить “двойное дно” пьесы Миттерера, то и дело напоминавшей о нацистском режиме в Германии, проводившей параллели, дававшей намёки на историческое прошлое в контексте мучительных условий места, предназначенного для человеческого угасания.


7 ОКТЯБРЯ

ЧТО: «Починять живых»

КТО: Национальный драматический центр Нормандии и города Руан, Франция

ПОЧЕМУ ЭТО СТОИТ ВИДЕТЬ: пусть в списках фестиваля и не значится официальных “хэдлайнеров”, многие сходятся во мнении, что это один из самых знаковых из представленных в программе спектаклей. “Починять живых” – российская премьера постановки по нашумевшему французскому бестселлеру. Не говоря о том, что роман снискал признание критиков и множество наград, сам спектакль получил высшую театральную награду Франции – премию Мольера. Книга Мейлиса де Керангаля рассказывает о выборе в прямом смысле между жизнью и смертью: родственникам попавшего в аварию юноши надо решить судьбу его сердца, пересадка которого может спасти другого человека. Автор спектакля и исполнитель главной роли Эмманюэль Нобле подчёркивает минималистичность сценографии и легшее в основу спектакля желание “в одиночестве прожить весь текст с различными интонациями”, как гласят законы жанра.


8 ОКТЯБРЯ

ЧТО: «Ленц»

КТО: Национальный театр Люксембурга

ПОЧЕМУ ЭТО СТОИТ ВИДЕТЬ: по признанию исполнителя роли Ленца, Люка Файта, ему было чрезвычайно сложно работать с этим произведением – вплоть до того, что он в буквальном смысле физически не мог учить текст. Спектакль основан на одноимённой повести Георга Бюхнера, рассказывающей о жизни вполне реального писателя, Якоба Ленца. Ленц участвовал в литературном движении “Буря и натиск” – течении, существовавшем в Германии в третьей четверти восемнадцатого века и проповедовавшем отказ от характерного для классицизма культа разума. Бюхнер, будучи помимо писателя и драматурга учёным, в частности, имея отношения к медицине, скрупулёзно описал погружение писателя в безумие… и так никогда и не окончил повесть. Бюхнер умер на следующий год после создания рукописи “Ленца”. То, что в итоге ждёт нас на сцене, – это пыль, абсурд, опрокинутые вёдра со льдом и постепенная потеря рассудка, основанные на оставленных Бюхнером фрагментах рукописи.


9 ОКТЯБРЯ

ЧТО: «Песнь песней»

КТО: Fortebraccio teatro, Болонья, Италия

ПОЧЕМУ ЭТО СТОИТ ВИДЕТЬ: режиссёр и актёр Роберто Латини уже является двукратным обладателем самой престижной театральной премии Италии – “Убю”, однако явно не собирается останавливаться на достигнутом. Латини зарекомендовал себя как поклонника сценических метаморфоз, музыкального и чуткого, и теперь он ставит… Библию. Вернее, Ветхий Завет. Многие посмотревшие спектакль описывают его, как дерзкую фантазию; дикую галлюцинацию; проповедь от лица диджея. С тем, насколько в буквальном смысле ветхозаветен, тяжел и неповоротлив исходный литературный материал, любопытно посмотреть, как у мастера итальянской сцены получилось обыграть его.


10 ОКТЯБРЯ

ЧТО: «Предисловие»

КТО: Евгений Гришковец

ПОЧЕМУ ЭТО СТОИТ ВИДЕТЬ: “Предисловие” Евгения Гришковца – это реальное предисловие к роману в самом буквальном смысле. Фактически этот моноспектакль является прелюдией к книге “Театр отчаяния – отчаянный театр”. Премьера прошла в мае этого года, и это первый случай, когда текст книги и действо спектакля у автора настолько однозначно и неразрывно связаны. “Предисловие” не столько предваряет книгу, сколько находится за её пределами, как вырезанные из киноленты сцены. Сам Гришковец признавался, что не любит театр в классическом понимании термина и именно поэтому двадцать лет назад и создал свой, авторский стиль подачи. Первые несколько минут на его спектаклях горит свет в зале, потому что автор расценивает свои работы как диалог со зрителем, рассчитанный на живую реакцию, а не просто текст.


11 ОКТЯБРЯ

ЧТО: «Последний клоун на Земле»

КТО: Театр Derevo, Санкт-Петербург – Дрезден

ПОЧЕМУ ЭТО СТОИТ ВИДЕТЬ: Антон Адасинский – один из самых ярких артистов в жанре клоунады, ученик Вячеслава Полунина. “Последний клоун на Земле” – не столько спектакль, сколько размышление о призвании клоуна, сочетающий в себе как черты физического театра и пантомимы, так и элементы commedia del arte и, естественно, клоунады. Премьера спектакля прошла в Эрарте, и с тех пор это цветастое гротескное шоу успели посмотреть зрители нескольких стран. Учитывая то, что лейтмотивом постановки служит идея противопоставления клоуна реальности, окружающему миру в целом, эта постановка обещает быть действительно ярким безумием, которое мало где увидишь.


Фото предоставлены пресс-службой театрального центра “на Страстном”

Театральный скептик. Говорит правду, только правду и ничего, кроме правды.


Еще статьи этого автора

Театр
«Дождь в Нойкёльне». История одного города и ее обитателей
Спектакль мастерской Олега Кудряшова в театре Практика
Театр
Кошмарные сны, ведьмы и суеверия. “Макбет” в Театре им. Ермоловой
Представьте себе кошмарный сон ночного сторожа в театре, в котором ставят шекспировского “Макбета”. Яркие
Театр
СОНМ. История одного убийцы
Спектакль, основанный на биографии одного из самых страшных маньяков в США
Театр
“Служанки” Романа Виктюка отмечают юбилей
В этом году открывший сезон спектакль “Служанки” празднует своё тридцатилетие
INSTAGRAM
Следите за нами в Instagram