Ваше сообщение успешно отправлено!

АRT ЛИХОРАДКА. Новый формат выставок

Интервью с основателем онлайн-галереи BORSCH Gallery и ART ЛИХОРАДКИ.

Может ли искусство быть доступным? Скорее всего, вам не раз приходилось слышать от друзей мнение из серии «я не разбираюсь в современном искусстве» или «это не для меня». Как понять, что вам близко из современного творчества, что нравится, как развить вкус? ART ЛИХОРАДКА – это новый формат, арт-вечеринка, на которой каждый человек может приобщиться ко всем граням современного искусства.

На встрече с основателем BORSCH Gallery Анной Большаковой удалось обсудить эти вопросы и узнать более подробно об ART ЛИХОРАДКЕ.

Аня, расскажи, как возникла идея создания ART ЛИХОРАДКИ?

Цель ART ЛИХОРАДКИ, как и проекта BORSCH Gallery, – это устранение барьеров между миром современного искусства и широкой публикой. Когда я вплотную занялась галереей и начала искать зоны для роста, то обнаружила, что у большинства людей очень сдержанное и отстраненное отношение к современному искусству – эта ниша считается уделом состоятельных персон. Этот факт стал искренней неожиданностью для меня, ведь современное искусство может и должно быть доступным! После осознания этой проблемы я всерьез задумалась над ее решением и вкладом, который могу сделать лично.

Каков основной посыл?

Проект создан для того, чтобы собирать на одной площадке и в один вечер представителей всех современных культурных направлений, а также людей, которым было бы интересно в них разобраться. В рамках этого вечера мы предлагаем собравшимся приобрести работы современных молодых авторов в минимальном ценовом сегменте – до 10 000 руб., что является ключевой составляющей мероприятия. Мы хотим сделать все, чтобы наши посетители купили свою первую картину и втянулись в процесс, поддерживая таким образом молодых авторов и вступая в наш «Клуб начинающих коллекционеров».

Работы художников, представленные в BORSCH Gallery, принимают участие в ЛИХОРАДКЕ?

В рамках проекта мы не выставляем те работы, которые уже представлены в галерее. Основная задача ART ЛИХОРАДКИ – привлечение внимания к молодому искусству в целом, поэтому никаких строгих условий на этот счет мы не ставили. В выставке, конечно, могут принять участие художники, с которыми мы сотрудничаем в рамках проекта BORSCH. С учетом ценовой политики и принципов формирования пула представляемых работ (более 10 участников и более 120 экспонатов) мы уже два раза устраивали open-call и отбирали новых авторов или новые серии работ уже известных нам художников специально для ART ЛИХОРАДКИ.

Сама занимаешься поиском талантливых художников?

Иногда в «межлихорадочное» время я беру на заметку художников, которых вижу на выставках или нахожу в соцсетях, чтобы в дальнейшем при формировании экспозиции предложить им участие. По сути, для меня не имеет значения, как художник нас нашел, из какого он города или с какой галереей сотрудничает,– если мы интересны друг другу в рамках этого проекта, все решает портфолио и работы в наличии.

Отбираю авторов и представляемые работы лично я, иногда дополнительно советуюсь с несколькими художниками, чье мнение является для меня авторитетным.

Как происходит отбор? Есть ли критерии выбора участников мероприятия?

Одно из основных условий – я работаю с художниками, а не с работами. Мне не интересны заявки, в которых нас просят продать 2-3 работы, даже если я вижу, что у картин высокие шансы быть проданными. ART ЛИХОРАДКА – это все-таки проект галереи BORSCH, в котором мы представляем от своего лица имена молодых художников, зарабатываем доверие аудитории и в первую очередь поддерживаем авторов, которых считаем талантливыми и перспективными.

Расскажи про структуру мероприятия. Кто отвечает за перформансы, музыкальную программу?

Мероприятие делится на основную (выставка-продажа) и параллельную программы. На первом мероприятии за обе части отвечала я. ART ЛИХОРАДКА vol.2 проходила в коллаборации с командой TOT:SPOT, поэтому общий сценарий мы разрабатывали вместе. У ребят богатый опыт участия в крупных фестивалях и организации мероприятий, поэтому за музыкальную программу отвечали они, арт и экспериментальную музыкальную часть мы составляли вместе, советуясь и открывая друг для друга новые имена. Основная программа осталась в моей компетенции.

Аня, что больше всего нравится при подготовке к очередному проекту?

Момент, когда все начинает складываться в общую картину – экспозиция на продажу, площадка, звук, перфомансы, люди.

В процессе организации сталкиваешься с массой организационных задач, которые кажутся нерешаемыми и откатывают проект на шаг назад. Выбор оптимальной даты, невозможность всем «неотъемлемым» частям цепочки оказаться в Москве в нужный момент и уместить все желаемые работы в экспозицию и т.д. Но потом, наверно, в качестве награды за то, что не опускаешь руки, наступает состояние «потока», и приходят ощущения, что все складывается так, как должно. Мы называем это волшебством.

У вас довольно необычный формат: модулярные лайвы, аудиовизуальные перформансы, пространственные инсталляции… Назови любимую часть мероприятия!

Любимая часть мероприятия – наблюдение за происходящим вокруг. Когда я вижу интерес публики к авторам и их работам, а также улыбки людей, я понимаю, что все усилия не напрасны.

Не хочется отдавать предпочтение какому-либо определенному направлению искусства, представленному на ART ЛИХОРАДКЕ, – я не хочу их разделять, скорее, стараюсь собрать воедино, создавая определенную уникальную атмосферу.

Каждая часть по-своему интересна: почти во всех помещениях программа менялась каждые 1-2 часа. В этот раз наш проект согласились поддержать известные художники и музыканты (например, в рамках параллельной программы со spoken word-перфомансом выступили художники Павел Пепперштейн и Ксения Драныш). Не менее интересно было следить за выступлениями молодых артистов и музыкантов, открывая для себя новые имена. Во внутреннем дворике Squat ¾ можно было познакомиться с работами студентов школы Родченко (видеоарт). Надеемся, что каждый из гостей мероприятия нашел что-то для себя.

Почему именно «Squat 3/4»? Чем зацепило это пространство? Долго ли искали площадку?

На самом деле, «Squat 3/4» приглянулся мне довольно давно, но в силу обстоятельств наше предметное общение сложилось сильно позднее. На первой же встрече ребята поддержали проект, и мы не раздумывая приступили к выбору даты.

Почему? Само название отсылает к опыту одного из разновидностей «сквоттинга», культурным центрам, которые образовывались на самозахваченных территориях группами людей творческих профессий.

Помимо миссий заведения, заложенных в его названии, зацепила архитектура этого места. Squat ¾ располагается в здании бывших центральных бань, построенных по проекту архитектора Л.Кекушева. В помещениях сохранились элементы модерна, а также следы советских реконструкций. Более того, коммуникации, кафельная плитка и повышенная влажность отсылает посетителей к историческому прошлому помещений, что делает их еще более привлекательным для художников. История и неповторимая атмосфера Squat ¾ послужили отправной точкой для многих проектов параллельной программы, представленных на обоих мероприятиях.

Много ли картин из представленных на выставке удаётся продать? Бытует мнение, что современное искусство плохо продаётся.

Да, современное искусство в России продается действительно не так легко, как нам бы хотелось. В узких кругах даже принято говорить, что «рынка нет». И это снова неразрывно связано с разобщенностью, про которую я говорила в начале: большинство людей даже не знает, как подступиться к искусству, – не то что купить.

Но лично я верю в то, что процесс запущен. Все виды онлайн коммуникаций, оцифровывание информации, рост доверия к онлайн рынку, поворот основных наших музеев и институций в сторону людей – все это возводит опоры моста между массовым потребителем и искусством. Теперь людям не нужно ехать в музей, чтобы узнать о существовании какого-либо художника или идти в галерею, где ты находишься под пристальным вниманием сотрудника, чтобы купить картину.

Да, есть такой момент…

Количество информационных онлайн-каналов, образовательных программ, виртуальных экспозиций лучших мировых музеев позволяет абсолютно каждому человеку, имеющему компьютер, прикоснуться к ранее пугающему его миру. Сегодня через социальные сети мы всего за несколько часов можем изучить предложения и сделать свой выбор.

За последние несколько лет появилось множество проектов, которые направлены на поддержку молодых художников. Я уверена, что все вместе мы сможем раскачать неравнодушную молодежь, рассказать о такой профессии, как художник, и создать открытое сообщество, в котором представители творческих профессий и люди, интересующиеся искусством, смогут не только сосуществовать, но и находиться в непосредственной коммуникации.

Кто ваша аудитория? Побывав у тебя на мероприятии в апреле этого года, я увидела самую разнообразную публику. Мероприятие начинается в 19:00, вы охватываете разные возрастные категории, таков и был расчёт?

На первом мероприятии мы делали ставку только на вечернюю программу и ограничивали время мероприятия четырьмя часами.

По итогам стало очевидно, что все многообразие наших пожеланий хронологически не укладывается в один вечер, поэтому вторая ART ЛИХОРАДКА должна была продлиться всю ночь. Это решение позволило нам расширить диапазон музыкальных и художественных направлений (например, танцевальные жанры электронной музыки, сопровождающие visual arts и т.д.). Из вечерней выставочной программы все помещения Squat ¾ менялись до неузнаваемости, перетекая в ночную.

Так как миссия мероприятия подразумевает общедоступный и удобный для всех формат, то время начала осталось неизменным.

Если говорить о продажах в современном искусстве – кто является покупателем?

Если говорить о покупателях в целом, то в нашей стране пока это узкий круг коллекционеров, владельцы бизнесов, галеристы и другие работники артмира, звезды шоу-бизнеса; кроме того, каждый уважающий себя банк имеет на сегодняшний день внушительную коллекцию современного искусства. Одни начинают со спекулятивных намерений, другие – для социального престижа, но, в конце концов, все становятся членами одного клуба – клуба любителей искусства.

Конечно, современное искусство постепенно становится интересным и широкой публике – множество покупателей работ галереи BORSCH именно из их числа. Наша роль в том, чтобы их становилось больше и больше!

Каковы планы на будущее? Когда следующее мероприятие? Расскажи о нем в общих чертах.

Мы планируем успеть сделать еще одно мероприятие в 2018 году, скоро будет объявлен конкурс на участие. Подробностей раскрывать не буду, но все желающие могут следить за информацией на нашем сайте.

Пока акцент только на Москву?

Да, и связан он исключительно с нашими возможностями. Конечно, первые эксперименты проще всего ставить в прогрессивном мегаполисе и тем более в городе, где мы живем и работаем. Но миссия проекта подразумевает как можно более широкое распространение. Поскольку наша цель – это не только увеличивать продажи, но развивать культуру покупки современного искусства, в первую очередь хотелось бы поддерживать интерес в других больших городах России, а после строить планы выхода на другие рынки.

Фотографии: Павел Горелов, Полина Пухликова, Евгений Михайлов.

Редактор раздела "Жизнь". Любитель, ценитель жизни, людей и красоты во всех ее проявлениях. Люблю изучать, наблюдать, экспериментировать и творить. Верю в людей и индивидуальность каждого.


Еще статьи этого автора

Искусство
Франциско Инфанте. Искусство артефакта
Визуальные метафоры художника отечественного постмодернизма
Искусство
Недосказанность как философия художника. НИИ Филаретова в ММОМА
Первый персональный музейный проект художницы Елены Филаретовой
Искусство
Образ жизни
ART лихорадка. Проводник в мир современного искусства
О ценностях проекта и специфике работы в творческой индустрии