Ваше сообщение успешно отправлено!

Ешь ананасы, рябчиков жуй…

Удивительный Владимир Маяковский.
Жизнь, реклама, кино.

В этом году исполнилось 125 лет со дня рождения Владимира Маяковского. Яркая фигура советского времени и одновременно неоднозначная, неразгаданная. «Ешь ананасы, рябчиков жуй, день твой последний приходит, буржуй». Даже если человек незнаком близко с творчеством Маяковского, он все равно обречен угадать автора этих строк. Познакомившись однажды с произведениями поэта, его манеру подачи невозможно не узнать. Маяковский был многогранной личностью – писал не только стихи, но и портреты, делал иллюстрации и снимался в кино.

Маяковский. Жизнь

1893 год. Владимир Маяковский родился в грузинском селе Багдати. Его отец был лесничим, мать занималась хозяйством. Когда мальчику было 12 лет, отца не стало – уколол палец иголкой, эта трагедия в дальнейшем привела поэта к фобии. Он боялся заразиться, ненавидел булавки, иголки. Постоянно мыл руки, всегда носил с собой мыльницу.

1906 год. Переезд в Москву. Будущий поэт поступил в московскую гимназии, где позже написал свое первое «невероятно революционное стихотворение», которое опубликовали в нелегальном школьном журнале.

1908 год. Увлечение марксистской литературой, вступление в партию большевиков.

1909 год. Заключение в Бутырской тюрьме, в камере под номером 103. В дальнейшем это число стало для Маяковского запретным – к примеру, он никогда не заселялся в номер гостиницы с такой цифрой. В тюрьме поэт начал писать стихи, ставшие началом его творческого пути. Тетрадь со стихами у него изъяли при выходе на свободу, чему он был рад, так как считал их «ходульными и ревплаксивыми».

1911 год. Московское училище живописи, знакомство с Давидом Бурлюком, основателем футуристической группы «Гилея». Кубофутуризм.

1912 год. Первое публичное выступление как поэта в артистическом подвале «Бродячая собака».

1914 год. Выпуск литографированных открыток и плакатов авангардного объединения «Сегодняшний лубок», среди участников этой группы были Казимир Малевич и Аристарх Лентулов. Яркие картинки с текстами Маяковского стали объектами коллекционирования.

1915 год. Знакомство с Лилей и Осипом Брик. Лиля – важная фигура в жизни поэта, его главная муза. Непростые отношения на протяжении всей жизни оказывали сильное влияние на творчество поэта.

1917 год. Маяковский приветствовал революцию, считая, что она благотворно повлияет на социально-экономическую жизнь страны и даcт почву для прорыва в сфере искусства. Годы революции отобразились на стихах поэта. Классик одним из первых среди своих коллег по творческому цеху захотел сотрудничать с советской властью.

1919 год. «Окна сатиры РОСТА», работа в плакатном отделе Российского телеграфного агентства.

1923 год. Журнал «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ». Работа редактором в этих изданиях и сотрудничество с газетой «Известия».

1925 год. Посещение Мексики, Кубы и США. Самое долгое путешествие классика – три месяца он читал стихи и доклады в американских городах.

1926 год. Сотрудничество с «Комсомольской правдой».

1930 год. 14 апреля Маяковского не стало. В своей рабочей комнатке на Лубянском проезде поэт покончил с собой, официальная версия самоубийство, но так ли это было в действительности – тайна. Тело перевезли в квартиру в Гендриковом переулке  место, где проживал Маяковский и семья Брик с 1926 по 1930 гг. На лестнице выстроилась огромная очередь, никто не верил в произошедшее…

Про Маяковского можно долго рассказывать и рассуждать, есть много интересных моментов, которые, безусловно, повлияли на него, как на личность и поэта. Остановимся же на следующих этапах: рекламная деятельность и кинематограф.

Маяковский. Реклама

Маяковский создавал рекламные плакаты и стоял у истоков советской рекламы. В то время наша реклама отличалась от западной, не было нужды делать акцент на конкурентную борьбу, ведь ее как таковой и не было, монополия товаров ее не предполагала. Агитация и пропаганда – вот два основных момента, целью которых было убедить советских граждан, что наш товар  самый лучший.

В плакатном отделе, где работал Маяковский с 1919 по 1921 гг., он создавал политические и социальные плакаты. Рисовали вручную, чуть позже с использованием трафаретов.

В 1923 году был создан творческий альянс «Реклам-конструктор Маяковский–Родченко». Реклама для ГУМа, Резинотреста, Моссельпрома, Госиздата, Чаеуправления обладала ярким стилем и простым текстом. Возможно, сегодня подача может показаться грубоватой и забавной, но в момент выпуска данные рекламные плакаты имели успех, хлестко и доступным языком доносили до народа суть.

Маяковский. Кино

Кинематограф играл важную роль в жизни Маяковского, он восхищался этим видом искусства. Ниже представлены пять работ, в которых он непосредственно принимал участие.

«Драма в кабаре футуристов № 13», 1914 г.

Эта картина актерский дебют поэта. Немой уголовно-приключенческий фильм вышел в 1914 году. Актерами выступили художники-футуристы. На сегодняшний день лента считается утерянной, в последний раз зритель видел фильм в конце 1930-х годов. Маяковский имел эпизодическую роль  он появлялся лишь в финале. В фильме присутствовали необычные образы и музыка, под фортепиано мужской выдавал бессвязные звуки.

«Не для денег родившийся», 1918 г.

На этот раз Маяковский выступил как актер (роль поэта-футуриста) и сценарист. Фильм по мотивам романа Джека Лондона «Мартин Иден». К сожалению, эта лента тоже утеряна.

«Закованная фильмой», 1918 г.

Сценарий принадлежит Маяковскому, в основу сюжета лег миф о Пигмалионе, влюбившемся в свое изваяние.  Главный герой влюбляется в девушку по ту сторону экрана. Из кинофильма она выходит к герою в реальную жизнь. Затем экранные люди вновь ловят ее на пленку, а влюбленный молодой человек отправляется на ее поиски. К написанию сюжета Маяковского сподвигла его муза Лиля Брик, признавшись в  своем желании сыграть вместе с ним в кино. По итогам фильм не оправдал ожиданий, и поэт обвинил кинокомпанию в том, что постановка испортила всю задумку, и за ним не поспевают ни режиссеры, ни технические возможности. Пленка не сохранилась.

«Барышня и хулиган», 1918 г.

Справедливость существует, и этой пленке было суждено не только получить успех, но и сохраниться до нашего времени. Картина долго была в прокате. Сам Маяковский называл ее сентиментальной ерундой, но успеху был, безусловно, рад. Сюжет основан на рассказе «Учительница рабочих» итальянского автора Эдмондо де Амичиса. История о любви молодого человека (Маяковский) к учительнице. Режиссер и оператор этого фильма Евгений Славинский говорил о Маяковском как об ответственном и примерном актере, который являлся на съемку без опозданий и был перфекционистом. Вел себя очень скромно, а если и делал поправки, то они были по делу.

«Октябрюхов и Декабрюхов», 1928 г.

По названию фильма можно догадаться, что речь пойдет о революционных буднях. В ленте присутствуют кадры дореволюционной хроники, документальных съемок – это необычное решение для тех времен. Также в фильме присутствует стиль «Окон сатиры РОСТА».

У Маяковского была масса идей и нереализованных сценариев (большинство были запрещены), из них: «Любовь Шкафолюбова», «Товарищ Копытко, или Долой жир!», «Дети», «Слон и спичка» — «курортная комедия худеющей семейки», «История одного нагана», «Позабудь про камин». Бытует мнение, что идеи Маяковского были настолько выдающимися, словно из будущего, что в то время попросту не было инструментов, с помощью которых было возможно реализовать все его задумки.

Интересно отметить, что в поэзии, живописи и других видах искусства Маяковский позволял себе очень многое, и основным инструментом была провокация. Что касается кинематографа, он действовал аккуратно, воспринимая кино как философию, мироощущение. Работа сценаристом открыла новые грани его таланта. Герои Маяковского отличались от персонажей того времени, да и сам поэт в роли актера сильно выделялся благодаря своей незаурядной внешности и мощной энергетике.


С апреля в Москве идут выставки и другие мероприятия в честь дня рождения Владимира Владимировича Маяковского. До 26 августа есть возможность успеть на «Сотый апрель» на ВДНХ в павильоне “Рабочий и колхозница”, это выставка из собрания Государственного музея В.В. Маяковского в рамках проекта «Резидент».

Проект раскрывает Маяковского в трех ипостасях: Маяковский – человек, лирический герой и классик. Сто экспонатов, в том числе футуристический бант поэта, ранние фотографии, рукописи, плакаты «Окон сатиры РОСТА», автошаржи, автопортреты. Многие вещи представлены впервые.

Редактор раздела "Жизнь". Любитель, ценитель жизни, людей и красоты во всех ее проявлениях. Люблю изучать, наблюдать, экспериментировать и творить. Верю в людей и индивидуальность каждого.


Еще статьи этого автора

Искусство
Франциско Инфанте. Искусство артефакта
Визуальные метафоры художника отечественного постмодернизма
Искусство
Выставка как метафорическая карта и индивидуальная рефлексия. НИИ Филаретова в ММОМА
Первый персональный музейный проект художницы Елены Филаретовой
Искусство
Образ жизни
ART лихорадка. Проводник в мир современного искусства
О ценностях проекта и специфике работы в творческой индустрии