Довольно часто в поездках мы посещаем дворцы и замки других стран и восхищаемся их красотой и роскошью. Предлагаем восхититься нашей родной русской достопримечательностью – уникальным Большим Кремлёвским дворцом, построенным знаменитым архитектором Константином Андреевичем Тоном, автором Храма Христа Спасителя.
Надо сказать, что Константин Тон добился потрясающих успехов как благодаря своему таланту, так и феноменальной работоспособности. Он тратил на сон всего лишь 5-6 часов в день. Как и многие студенты своего времени, Тон провел за границей девять лет. Он досконально изучил итальянскую архитектуру и искусство, его даже избрали профессором Флорентийской академии художеств. До Тона из русских зодчих такой чести удостаивался лишь Василий Баженов. Константин Андреевич вернулся в Россию знатоком итальянской классической архитектуры. Тон много изучал древнерусскую архитектуру, проводил реставрационные работы в Москве, Пскове, Костроме, Новгороде, что позволило ему свободно интерпретировать древнерусские мотивы в будущих постройках. Он стоял у истоков русско-византийского стиля, который в итоге принес зодчему славу.
Большой Кремлевский дворец был возведен по указу Николая I в 1838-1849 гг.
Дворец получился просто огромным, в нем свыше 700 помещений! Длина дворца – 125 метров, а это больше футбольного поля. Согласно задумке Николая I, дворец должен был стать памятником славы русского воинства, его пять парадных залов названы в честь пяти орденов Российской империи, а их оформление выдержано в соответствующей стилистике.
Георгиевский зал
Самое большое парадное помещение во дворце. Он посвящён ордену Св. Георгия, учреждённому в 1769 году. Всего орденом было награждено 11 тыс. человек. На стенах зала мы видим имена кавалеров, а это и Суворов, и Кутузов, и Багратион, и многие другие! Георгиевский зал сохранился полностью – обратите внимание на подлинный паркет из 19 сортов дерева!
Андреевский зал
Андреевский (или Тронный) зал получил свое название по ордену в честь Святого апостола Андрея Первозванного, учреждённого в 1698 году Петром I. До 1917 года этот орден был высшей наградой Российской империи, за годы существования его получили около 1000 человек. Тронный зал – самый роскошный во дворце. Своды и стены покрыты великолепной золоченой лепниной. В конце зала возвышается величественный трон, причём сразу на три места – для императора, императрицы и матери императора. В этом зале паркет новый. Да и всё помещение не дошло до наших дней в первоначальном виде. В 90-х годах его реконструировали, чтобы придать исторический облик.
Александровский зал
Этот зал Большого Кремлёвского Дворца посвящен ордену Александра Невского. В золоченых лепных картушах купола и арок помещены знаки ордена – крест и звезда с вензелем «S.A.» (Святой Александр). Этот зал оформлен в русско-византийском стиле. Имеется даже купол. Александровский зал, наверное, самый золотой и помпезный из всех!
Владимирский зал
Зал посвящён он ордену Св. Владимира – того самого, при котором состоялось крещение Руси в 988 году. Интересный факт: Владимирским орденом был награждён и создатель Кремлёвского дворца Константин Тон. Владимирский зал располагается в древней части дворца и соединяет новый дворец и средневековые палаты. Зал оформлен в древнерусском стиле – свод напоминает шатровые храмы, а тройные арочки под сводом относят нас к аркатурно-колончатым поясам древнерусских храмов. В зале нет окон, и свет в него попадает из стеклянного фонаря диаметром 6 м. Вечером зал освещается огромной люстрой весом 3 тонны, которая каким-то непостижимым образом укреплена на стеклянном фонаре.
Основная задача архитектора состояла в необходимости вписать огромный дворец во внутренний облик Кремля, а также объединить разнообразные по форме постройки 15-19 веков в целостный комплекс. Архитектору это удалось на отлично. Во время экскурсии по дворцу можно побывать в Грановитой палате 15 века, Теремном дворце 17 века и во дворце Константина Тона 19 века, причём все помещения объединены между собой невероятно красивыми коридорами и переходами.
Грановитая палата
Грановитая палата была построена в 1487-1491 годах итальянцами Марком Фрязиным и Пьетром Антонио Салари, и она уникальна! Это единственная каменная постройка не храмовой архитектуры Москвы 15 века, дошедшая до наших дней. Высота сводчатого зала 9 метров, а его площадь составляет 495 кв.м. На протяжении двух столетий Грановитая палата была самым большим залом в русской архитектуре. Потолок опирается на центральный столп, поэтому палата называется одностолпной. В 16 веке палата была расписана фресками, в 1668 году Симон Ушаков возобновил роспись и составил подробную опись сюжетов. Сохранившаяся до наших дней роспись выполнена в 1881 году палехскими иконописцами по описи Симона Ушакова. Интересный факт: узоры на ковре в точности повторяет рисунок паркета.
Теремной дворец
Дворец построен в 1635-1636 г. по указу царя Михаила Алексеевича. Возведение дворца велось мастерами Ларионом Ушаковым, Баженом Огурцовым и другими зодчими. Сам Теремной дворец невозможно увидеть изнутри Кремля, так как часть его территории закрыта для посещения. Зато его видно с Моховой улицы, а также с Патриаршего моста. Фасад Теремного дворца невероятно красив. Порталы, наличники и карнизы сплошь покрыты искусной резьбой по камню. Окна украшены наличниками с висячими гирьками – очень популярный декоративный элемент 17 века. Над окнами размещены разорванные фронтоны – барочный элемент. Пышный резной декор сочетался с многоцветной росписью – при исследовании порталов и наличников были обнаружены следы различных красок. Древнее убранство дворца не сохранилось, но во время реставрации, проводимой еще в 19 веке, все покои были расписаны масляными красками, восстановлена мебель и необыкновенные изразцовые печи.