Звуки, пронизывающие душу, картины, от которых бросает в дрожь – опера “Пассажирка”( Театр оперы и балета, Екатеринбург), показанная в рамках фестиваля “Золотая маска” в Большом театре, обращается к серьезной и горькой теме – теме вины и памяти.
Написанная в 1968 году композитором Мечиславом Вайнбергом на либретто Александра Медведева по повести Зофьи Посмыш, опера переносит зрителя во времена Второй мировой войны. Действие происходит в двух плоскостях и двух временах одновременно – в нацистском лагере Освенцим во время войны и на корабле, отправляющемся в Бразилию, пятнадцать лет спустя. Немка Лиза (Надежда Бабинцева – номинация «Лучшая женская роль в опере»), плывущая на корабле со своим мужем Вальтером, неожиданно замечает пассажирку, которая кажется ей странно знакомой. Воспоминания, нахлынувшие на Лизу, не дают ей покоя, – она признаётся мужу, что во время войны работала надзирательницей в Освенциме, а девушка, замеченная ею, полька Марта, была одной из заключенных.
В лагере Лиза пыталась манипулировать Мартой, предлагая ей свидания с ее возлюбленным, скрипачом Тадеушем, который тоже был одним из арестантов. Через Марту Лиза планировала контролировать других заключенных, но ни Марта, ни Тадеуш не сломались, – они не хотели ничем быть обязанным нацистам. Финал лагерного плана трагичен: Тадеуш расстрелян, отказавшись сыграть любимый вальс капитана и исполнив вместо него “Чакону” знаменитого, к слову сказать, тоже немца Иоганна Себастьяна Баха, а Марте чудом удалось спастись.
Тема памяти и тема вины – основные в спектакле. Удивительно и страшно, но, несмотря ни на что, Лиза не чувствует своей вины за содеянное в лагере, она боится лишь расплаты сейчас. Напротив, она искренне недоумевает, почему заключенные так ненавидели ее и других надзирателей. Она считает, что просто выполняла свою работу, не понимая, что напрямую, а не косвенно причастна к кошмарам войны. Основная тема памяти – у Марты. Словно призрак, появляясь на корабле, раз за разом она не дает Лизе забыть об Освенциме, у Марты нет цели никого разоблачать – лишь бы не забывали ни ее, ни это ужасное время, лишь бы оно не повторилось никогда.
Постановка Екатеринбургского театра оперы и балета – не просто первая сценическая постановка оперы Вайнберга. Это знаковое событие не только для России, но и для всего мира. Режиссер спектакля Тадеуш Штрассбергер (номинация – «Работа режиссера») специально ездил в Освенцим, чтобы полнее передать лагерный дух. Дирижер Оливер фон Дохнаньи (номинация – «Работа дирижера») при всей невероятной сложности и полифоничности оперы добился удивительно четкого и эмоционального звучания от всего оркестра. Зофья Посмыш три года провела в концлагере, а Мечислав Вайнберг потерял в Польше всю семью, – для них и не только это личная история, коснувшаяся их напрямую, потому что Вторая мировая война так или иначе коснулась всех.
Монументальный труд, проделанный большой командой, работавшей над оперой, вызывает огромное уважение. Создатели не побоялись сложной, тяжелой и болезненной темы, которая постепенно, с течением лет, начинает забываться, но, как желает того главная героиня оперы Марта, ничто не должно и не будет забыто, пока существуют такие постановки.