Мы продолжаем серию интервью с лидерами свадебной индустрии в России. Роман Хлюстов – видеограф, который в буквальном смысле покорил Москву за один сезон, сняв более 40 свадебных видео после победы в свадебной премии Wedding Awards 2016. У фильмов Ромы есть действительно особый стиль и душа, трудно не расплакаться, когда смотришь его свадебные видео – они буквально проникают тебе в душу! О том, как ему удается добиваться такого эффекта и совмещать сумасшедший график с личной жизнью, Роман рассказал нам без всяких прикрас.
Рома, расскажи, как прошел для команды свадебный сезон в 2017 году? Изменилось ли что-то после получения премии Wedding Awards “Лучший видеограф 2016”?
Сезон был потрясающим. Мы не были готовы к такому количеству красивых и продуманных свадеб – это, конечно, благодаря премии. Мы переехали в Москву в феврале из Читы. Снимать я начал в столице намного раньше, однако, когда на прошлогодней церемонии был объявлен победитель в номинации видео – я смутно помню – но, кажется, у присутствующих в зале был один лишь вопрос: «Кто это?». Затем показали нашу «майскую нежнятину» на большом экране, и на месте недоуменных зрителей я увидел смех, даже слезы. Это был по-настоящему счастливый момент. Его я запомню на всю жизнь!
Вы пишете, что “ушли от погони за красивой картинкой и пришли к ловле эмоций”. Что это значит? Вы не стараетесь снимать красиво?
Конечно, свадебное видео априори должно быть красивым! Но если во время съемки деталей утром с другой стороны будут, к примеру, шептаться подружки невесты или мама жениха, едва сдерживая слезы, будет смотреть на сына, то мы всегда направим камеру в настоящий живой момент. Потому что это важнее. Мне кажется, в какой-то момент детали и декор на свадьбах стали не сопровождением, а главным звеном – для меня это странно! Главное – это жених, невеста, их любовь, их близкие и родные. То же самое касается и съемки – мы не используем «железо» – стедикамы, системы стабилизации, потому что это требует много внимания. Пока ты настраиваешь очередной девайс, можно пропустить настоящие эмоции за спиной. У меня мурашки от мысли, что фильмы будут пересматривать через 10, 20, 30 лет. Неужели тогда кому-то будет дело до того, как классно ты объехал камерой цветочки? Нет! Им будет важно слышать голоса, разговоры! А если это еще снято неплохо, тогда вообще здорово.
Какая свадьба в этом году была самая запоминающаяся и почему?
Правда, было очень много необычных, интересных пар! Наши пары готовили хачапури в Грузии, устраивали супергеройские вечеринки, скакали на конях, снимали свое «Амели», готовили друг другу завтраки на сборах, строили невероятные шатры, катались на вэйках вместо банкета, кормили нас кенгурятиной с фиалковым пюре в Испании, включали «Нерву» в вилле Ротшильда в Монако, устраивали дурацкие выкупы в Павловском Посаде, ревели на съемках роликов «Спасибо родителям», и еще очень много всего. Я даже не могу назвать одну из них, потому мне самому станет обидно за других. Лучше наблюдать за нашим портфолио – сами все поймете!
Помимо свадеб ты также снимаешь короткометражки. Это направление “для души” или оно также является коммерческим?
Короткие метры мы начали снимать давно – в 2011 году. Для души. В этом году не сняли ни одной – не хватило времени. Но мы обязательно продолжим. В 2012 году мы сняли фильм “Реприза”, который особенно дорог мне по сей день. В прошлом году мы сняли фильм “10000 часов”, он разлетелся по интернету, сейчас только по нашим подсчетам около 5 млн просмотров. Был опубликован в Esquire Russia, Olympus Russia – с последними мы с тех пор дружим, и теперь снимаем свадьбы на эти камеры. Такие приятные плоды от съемок для души. Мне очень приятно, что многие невесты на сайте смотрят парочку свадебных роликов, заглядывают в раздел «short films» и «залипают» (в смысле не спят, а не могут оторваться). Ну, так они мне говорят на встречах.
Сколько человек работает в твоей команде? У вас есть своя студия, офис или вы все монтируете дома?
Я всегда говорю «мы», в первую очередь подразумевая мою жену Веру – она и снимает, и монтирует, но по мере необходимости, потому что главная ее страсть – цветы. Вера – главный критик, все фильмы проходят ее редактуру, она беспощадна и видит на несколько шагов вперед! Благодаря Вере работы такие, какими их видите вы (надеюсь, она это не будет читать). Есть сценаристы Баяр и Инна, есть второй оператор Саша, есть пилоты коптера Леши, есть монтажеры Левон, Артур! Работаем дома! В офисе не смогли.
Вы делаете очень много мастер-классов по всей стране. Как ты оцениваешь уровень развития видеографов? Что изменилось за последние два-три года?
За последние годы очень выросла техническая часть. Я на своих МК практически и не обсуждаю эту тему, потому то есть масса других специалистов, которые более сильны в этом. Я же силен в репортаже, структуре фильма и ловле эмоций! На этом и делаю акцент.
В программе твоего мастер-класса написано, что вы просите выключить музыку на сборах невесты, и этим всех раздражаете. Зачем вы это делаете?
Мы делаем это для того, чтобы писать чистый звук и потом иметь возможность накинуть свою музыку! И да, это каждый раз вызывает гнев фотографов, которые включают музыку для настроения. Что ж поделаешь, зато мы не снимаем постановку – а значит, не отнимаем много времени на прогулке у фотографов 🙂
Сложно ли стать хорошим видеографом, если начинать полностью с нуля? Какими качествами должен обладать человек, чтобы добиться успеха в этой профессии?
Да! Я знаю много примеров ребят, которые снимают всего год, а уже прекрасны в деле. Главное, как и в любой другой профессии, – любить то, что делаешь. А дальше – дело техники: ходи на мастер-классы, развивайся всесторонне – театры, музыка, кино, путешествия.
Как ты думаешь, насколько изменится свадебная индустрия (не только видео) лет через пять?
Мне нравится, к чему все идет. Скоро не будет пафосных свадеб-представлений, от этого все устанут в ближайшее время.
Успеваешь ли ты проводить достаточно времени с семьей с таким напряженным графиком?
Нет! Конечно, нет! Летом нам пришлось отправить сына к бабушке в Читу, потому что мы не успевали ничего! Но я очень люблю наши совместные с Верой проекты, на которых она оформляет, а я снимаю. На таких свадьбах я начинаю с ней с монтажа декора в три ночи, а Вера заканчивает монтажом ролика SDE, который мы показываем в конце вечера!
Ну и самый популярный вопрос – почему свадебный фильм так долго делать (от 3 до 6 месяцев)?
Сложная тема. Я прекрасно осознаю, что мы живем в 21 веке и нас уже раздражает, когда карту в терминал оплаты нужно вставлять, а не только прикоснуться. Это долго! Скорости от нас же ждут и молодожены. Но я еще не придумал, как отдавать фильмы раньше. Способы, которые существуют, меня не устраивают: отдавать на монтаж сторонним монтажерам – не выход, все-таки пара приходит к нам за авторской работой. Летом мы очень много снимаем, на монтаж времени нет, начинаем осенью. Отсюда и срок – 3-6 месяцев. Но, с другой стороны, того, что остается на всю жизнь и после, подождать не так уж и страшно! Но я продолжаю думать над ускорением процесса!