Форум независимого театра «Площадка Vol.2» проходил на разных творческих пространствах города с 11 по 19 ноября. Программа Форума очень насыщенна и делится на 3 блока:
Основная программа: вниманию зрителя за 10 дней было представлено 19 спектаклей и 1 режиссерская лаборатория.
Дискуссии и лекции: вместе с Ассоциацией театральных критиков России все желающие и сочувствующие обсуждали историю мирового независимого театра, текущее положение дел и варианты дальнейшего развития.
Перфомативная программа на базе пространства «Сдвиг», состоявшая из 8 перфомансов и экспериментов.
Первый спектакль в рамках Форума —премьера «Мария Стюарт» от «Такого Театра», режиссёры — Игорь Сергеев и Варя Светлова. Трагическая история последней католической королевы Шотландии Марии Стюарт, приговоренной к казни в конце 16-го века в Англии. Это не реконструкция исторических событий и не попытка визуализировать статью из Википедии. Это сюжет, который существует вне эпох и государств. Потому что «Макбет» не имеет пространственно-временных границ. Потому что между «быть властью» и «иметь власть» почему-то всегда выбирают последнее. И свою заветную «собственность» пытаются укрыть на дне чана с кровью. Раскол единого народа на почве социальной и религиозной напряженности, тонкие политические перипетии в среде, которая этим народом управляет, — знакомая история, не правда ли? Век 16-й или век 21-й — меняются лишь лица, костюмы и применяемое оружие, а человеческая сущность, увы, остается прежней.
Актуальность сюжета, потрясающая игра Светланы Савенковой и Станислава Белозёрова, костюмы из разряда «хочу себе такой! И еще вон тот! И вот это тоже!», музыкальный ряд, пробуждающий все нейроны мозга, — «Такой театр» не перестает радовать искушённого зрителя.
Еще 2 премьеры, состоявшиеся непосредственно на Форуме, — это site-specific «Любовь и деньги» Нового Императорского театра и гоголевский «Нос» в театре «Цехъ». «Любовь и деньги» — это ретрансляция мыслей, мечтаний и страхов благополучного среднего класса, демонстрируемые рядовому среднему классу и творческой интеллигенции в элитной парикмахерской. «Сеять добро. Подрывать театральные авторитеты. Взрывать человеческий мозг. Сохранять традиции. Найти утерянную эстафетную палочку» — так формулирует свою миссию Новый императорский театр. И по отзывам зрителей, по крайней мере, пункт про взрыв мозга им точно удается.
«Нос»— это фантасмагория,в которой сюжет одноименной повести переплетается с другими произведениями мистического автора — другими «Петербургскими повестями», «Ревизором», «Мертвыми душами» и «Женитьбой», смешиваются классика и авангард, а на зрителя воздействуют самые разнообразные выразительные средства: нашлось место и хору, и танцам, и театру теней.
Ещё один эксперимент с классическими сюжетами провели в театре «Особняк». Они взяли три пьесы Антона Павловича Чехова и соединили их в один спектакль «Чайка над вишневым садом», лишний раз доказывающий, что «Кругом одни чудаки. И ничего за прошедшие сто лет не изменилось».
«Я-Басё» — интересный социально-культурный проект Упсала-цирка, реализованный режиссёром Яной Туминой и педагогом Александром Балсановым. Это результат творческой лаборатории, в которой в течение года артисты вместе с детьми с особенностями развития и без таковых читали хокку, работали с текстами и образами, делали этюды — все ради того, чтобы научиться слышать и понимать друг друга. Итоги лаборатории выросли в полноценный спектакль по мотивам японских трёхстиший.
Режиссер Александра Абакшина и драматург Алина Шклярская, известная петербургским театралам по документальным проектам на Новой сцене Александринки, исследовали современное понимание женственности и социальных ролей, предписанных «нормальной» представительнице «слабой» половины человечества, и объединили свои изыскания средствами театра, социологии и политологии в работе с провокационным названием «Мама, ты долбишься в глаза?».
«Театр. На вынос», известный необычным форматом своих постановок, которые рождаются прямо на улице среди случайных людей, на этот раз все же взял за основу литературный материал — «Старик и море» Хэмингуэя. В роли старика — Даниил Вачегин в резиновой лодке, в роли моря — маленькая речушка.
По следам трагических событий, произошедших в питерском метро 3 апреля 2017 года, появился социально-театральный проект «Мест нет», также представленный в программе Форума. Но самом деле, это не про конкретное происшествие. Создатели спектакля вместе с психологами исследовали, как меняется мироощущение и жизнь общества после пережитого нападения.
Пожалуй, самым немноголюдным спектаклем можно назвать работу Тани Вайнштейн «Завтрак для чемпионов». Это не спектакль – скорее, совместный опыт и времяпрепровождение трёх актёров и трёх (!) зрителей, основанный на текстах Воннегута и неуправляемом полёте фантазии.
А вот самым немногословным являлся совместный проект питерского Театра Post, московского Театра.doc и казанской лаборатории «Угол», представленный зрителю в ещё одной нетеатральной локации – в редакции газеты «Бумага». В их постановке «Молчание на заданную тему» есть всё, что присуще среднестатистическому спектаклю, кроме произносимых слов.
«Театр Поколений» на Форуме показал 1/10 часть своего масштабного российско-американско-германского проекта — лаборатории «100 лет, которые потрясли мир», – посвященную 100-летию Октябрьской революции. В течение 10 дней артисты разных независимых театров приходили в 11 утра и под руководством 1 или 2 режиссеров, ласково названных Комиссарами, 8 часов что-то придумывали, а в 20.00 выносили свои наработки на зрителя. Именно такой перфоманс на тему «Тупик революции» и попал в программу Форума. Здесь читалась установленная заранее структура, но между определенными чек-пойнтами происходила чистая импровизация. Что-то правилось комиссарами Данилой Корогодским и Эберхардом Кёллером прямо в процессе. Получилось умно, остроумно, актуально и абсурдно.
Абстрагируясь от явлений большого мира и концентрируясь на маленьком человеке, режиссер Пётр Чижов из «Этюд-Театра» сделал спектакль про Вову, у которого нет машины, девушки и планов в 26 лет. Спектакль с песнями и мыслями об ушедшей молодости «Концерт для Вовы с одиноким магнитофоном» по мотивам «Наивно.Супер» Эрленда Лу.
Еще более личным спектаклем порадовали зрителей ребята из «Городского театра». Их «ЖЗЛ» основан на семейных историях самих участников — ностальгических, счастливых и печальных, поучительных и разоблачительных. Все это – в форме легкого ретро-веселья в оттенках клетчатых фланелевых рубашек.
Несколько похожий формат и у постановки «Глаза дня/Мата Хари» Петра Шерешевского (Камерный театр Малышицкого). Это история актрисы, которой предложили сыграть роль загадочной личности Мата Хари, рассказанная в жанре кабаре или театрализованного концерта.
Для тех, кто любит спектакли по жестче, Социально-художественный театр приготовил спектакль «Пойдем, нас ждет машина» о том, как Маша хотела умереть, а её подруга Юля хотела убивать. И вдруг они оказались в обстоятельствах, когда оба эти желания имеют все шансы исполниться.
Было и два кукольных спектакля. Первый — «Биография» театра Karlsson Haus. Несказочная сказка о гадком утёнке, экзистенциальное размышление о проблеме человеческого существования и самовосприятия. Второй — «Мой дедушка был вишней». Добрый трогательный спектакль для взрослых и детей, напоминающий о простых человеческих ценностях и важности каждого проживаемого момента жизни.
В предпоследний фестивальный день перед зрителем стоял непросто выбор:документальный театр или документальный театр? На площадке «Скороход» режиссер Семен Александровский и актёр Максим Фомин спектаклем «Топливо» рассказывали о Давиде Яне, создателе компании Abbyy, разработчике электронных словарей Lingvo и зачинателе флешмобов в России. О физике, который мечтал открыть свою частицу, а открыл свое топливо. Это такой спектакль, после которого хочется взять и причинить добро этому миру.
А в это же время Teatro Di Capua в катакомбах Петрикирхе при свечах играли свою «Ораторию для 6 голосов и 1 баяна» под названием «Слово и дело». Челобитные, доносы и жалобы царю-батюшке Алексею Михайловичу стали вполне самостоятельным драматургическим материалом для почти скоморошьего концерта. Концерта о том, что глупость человеческая, жестокость и зависть неискоренимы, а история — это спираль, на которой всегда будут совершаться одни и те же ошибки.
Закрытие Форума ознаменовалось открытием новых талантов. Участники режиссерской лаборатории представили на суд общественности эскизы спектаклей — всего 5 штук. Победителем стал Филипп Виноградов, выпускник мастерской Дмитрия Крымова и Евгения Каменьковича (ГИТИС). Он продолжит работу над эскизом, и уже в следующем сезоне его имя попадет в афишу «Такого театра».
Один из идейных вдохновителей Форума режиссёр Игорь Сергеев сказал, что в независимом театре люди работают точно не ради денег, которых в этой сфере и нет, не ради наград, званий и регалий. Они – режиссеры, актёры, художники, драматурги – делают это, потому что не могут не делать. И подобными масштабными мероприятиями они хотят привлечь внимание и зрителей, и государства к феномену независимого театра и добиться поддержки его развития. И с этим легко соглашаешься, потому что театр уже давно пережил формат бордовых занавесов и роскошных люстр над головой. Он даже вышел за пределы театрального помещения как такового. Театр должен идти в ногу со временем и на одном языке со своим зрителем говорить о том, что важно сейчас, в текущий момент времени. Он должен быть смелым, дерзким и молодым. Потому что именно это движет искусство вперёд.