2017 год ознаменован столетием Октябрьской революции, которая не только в корне изменила ход истории, но и имела огромное влияние на развитие искусства. В связи с этим журнал Porusski вспоминает самые значимые работы русских художников, посвященные переломным событиям Октября 1917 года.
В первую очередь хочется отметить, что с Октябрьской революцией связано появление крупнейшего объединения людей творческих профессий – Ассоциации Художников Революционной России. Самые талантливые живописцы, скульпторы и графики собрались вместе, чтобы создавать новое искусство, которое укрепляло бы веру народа в советскую власть и социалистические идеи в целом. Одним из главных ориентиров в творчестве представителей АХРР стал реализм, так как первыми в нее вошли известные художники из Товарищества передвижников. Быт Красной Армии, крестьян, рабочих и деятелей революции – вот основные темы, понятные массам в регионах, чья поддержка была очень важна для большевиков.
Согласно уставу, главными задачами АХРР стало: оказание «материальной, научной и технической помощи» деятелям изобразительного искусства, а также «содействие развитию задатков художественного творчества и изобразительных способностей среди трудящихся».
Одним из самых ярких представителей АХРР и соцреализма стал Николай Борисович Терпсихоров, служивший в Красной Армии и объездивший весь СССР в послевоенное время. Путешествия вдохновляли Терпсихорова, в них он знакомился с бытом колхозников, невероятной культурой отдаленных регионов Союза и невероятной красотой своей Родины. В конце своего творческого пути Николай Борисович ушел от соцреализма и посвятил себя пейзажной живописи.
Абсолютным сторонником идеологии АХРР был и выдающийся художник Александр Герасимов. И, хотя художественные приемы Герасимова иногда не были каноничны для соцреализма и часто вызывали споры критиков, ему удалось создать один из самых ярких и распространенных образов В. И. Ленина и стать любимым художником Иосифа Сталина.
Каждый уважающий себя член АХРР хотел увековечить образ вождя, поэтому В.И. Ленин не раз появился на полотнах и у Исаака Израилевича Бродского: «Ленин в Смольном», «Ленин на фоне Кремля», «Выступление Ленина в Путиловском дворце» и многие другие работы великого художника сейчас можно увидеть в разных галереях нашей страны.
Тема Октябрьской революции и выступлений Ленина появлялась в искусстве и после Великой отечественной войны. Например, художник Владимир Серов создал целый цикл картин о событиях октября 1917 года в 50-х годах.
Владимиру Серову удалось очень ярко и правдоподобно показать образы героичных революционеров на своих полотнах. Мы видим не работу художника, а характер героев, их решительный настрой, и искренне сопереживаем каждому из них.
На этих двух картинах нет сцен революционной борьбы, но есть человеческие образы, передающие настроение в обществе в период политической нестабильности. Еще одним выдающимся произведением, на котором через переживания одного человека показан дух революции, является картина Кузьмы Петрова-Водкина «Петроградская Мадонна», написанная сразу после переломного момента в истории страны. Женщина с ребенком на руках, изображение которой напоминает нам иконописный образ, отождествляет источник жизни и веру в светлое будущее, несмотря на события, происходящие в городе. Вопреки тому, что Петров-Водкин был религиозным человеком, он всячески поддерживал Социалистическую революцию и вступил в АХРР, чтобы развивать социалистическое искусство.
Действительную же картину событий революционного периода мы можем увидеть в почти репортажных работах еще одного члена АХРР – Ивана Владимирова. В альбомах, найденных уже после смерти художника, исследователи нашли целый цикл произведений, в которых детально рассказывается обо всем происходящем в Петрограде в 1917-1918 годах: о голоде, допросах, реквизициях и погромах, об ужасах жизни простого народа, без которых строить новое социалистическое общество было, увы, невозможно.