Если вы ждете от студенческого театра отчет о том, как они научились существовать в пьесах Чехова и Островского, то курс Сергея Васильевича Женовача вас может разочаровать. Нет, Чехова играть они тоже умеют, талантливо и по-своему, но вместе с режиссером-педагогом Егором Перегудовым курс попробовал объять необъятное – поставил роман Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества». Книгу с нарисованной схемой семейного древа, дабы не запутаться в перипетиях борьбы персонажей с одиночеством, наверняка многие читали. Спектакль курса Женовача состоит из трех частей, история семьи Буэндиа освещена не полностью, но предсказание цыгана Мелькиадеса проходит через всю линию повествования: «Старший в роду будет привязан к дереву, а последнего съедят муравьи».
Московское холодное лето не способно помешать молодым актерам перенести зрителей в жаркую Колумбию. И так же молода Корытова Мария, когда в роли Урсулы сначала распекает мечтателя-мужа Хосе Аркадио Буэндиа в исполнении Льва Коткина, принимает в семью малышку Ремедиос – Дарью Мурееву, пытается выдать дочерей Ребекку (Елизавету Кондакову) и Амаранту (Екатерину Копылову) замуж. Она провожает на войну полковника Аурелиано в исполнении Исаченкова Никиты, разыскивает старшего сына Хосе Аркадио (Дмитрия Матвеева), спорит с падре Никанором (Александром Николаевым) за право похоронить Пьетро Креспи (Александра Медведева) на освященной земле. И уже погруженная в одиночество старческой слепоты в преддверии смерти, отчаянно пытается научить жить внуков и правнуков – Меме, Амаранту Урсулу и Аурелиано (Яна Оброскова, Варвара Насонова и Александр Николаев). И это только один пример проделанной актерской работы. В этом спектакле занят весь курс, и все играют в полную силу, не давая себе поблажек, – чем всегда отличаются студенческие постановки, – но при этом работа эта цельная и зрелая. Обращение к роману Маркеса с его запутанностью истории поколений неудивительна – кто, как не мастер курса, Сергей Васильевич Женовач, поставил в Студии театрального искусства «Захудалый род» Лескова – произведение, в котором также переплетаются несколько сюжетных линий, создавая на сцене запутанный клубок семейных отношений.
Две части спектакля играют в один день, а финальную третью часть зрители могут увидеть только на следующий вечер. Сценография спектакля очень проста: декораций, кроме самого пространства сцены 39-й аудитории ГИТИСа, в которой есть два выступа с дверными проемами и люк в центре, нет. Еще есть потолок, который в этом спектакле то используется для передачи любовного блаженства, то представляет собой переход в загробный мир, что в третьей части спектакля является более живым и свободным, чем мир земной. Первая и вторая часть истории дают еще надежду, что Любовь способна освободить род Буэндиа от Одиночества, а интересный режиссерский ход в самом конце способен исправить ошибки Времени. Третья часть истории разрушает эту иллюзию и неотвратимо подводит зрителя к тому, что Одиночество побороть невозможно: перед ураганом и Судьбой каждый остается один на один, несмотря на возможность держать любимых за руку. Также можно заметить, что первая и вторая части – это «мужские» истории, а в третьей раскрываются женские персонажи романа Маркеса – со всей их тревожностью и неспособностью справиться со своими чувствами. Несмотря на весьма болезненные затронутые темы, спектакль наполнен тонким юмором, а песни и музыка, исполняемые самими актерами, а некоторые даже самостоятельно сочиненные, идеально дополняют происходящее на сцене.
Итог такой: спектакль «Сто лет одиночества» – для тех, кто хочет прожить в театре настоящую жизнь, кому нужен заряд красоты (а ребята – и девушки, и молодые люди – удивительно красивы), кто не боится боли и способен улыбаться сквозь слезы. Впереди у этих актеров новые роли, а пока еще можно успеть увидеть, как они строят город Макондо и разрушают его в 39-й аудитории ГИТИСа.