Узоры в виде кругов и ромбов, складывающихся в сложную композицию, зигзаги, перемежающиеся прямоугольниками, а также стилизованные решетки пользуются большой популярностью и присутствуют в коллекциях многих текстильных брендов. Ими украшают посуду, мебель, светильники. Этими узорами оформляют отделочные элементы – лепные фризы, плитку, паркет, дверные порталы.
Взгляните на представленные ниже интерьеры: аховые, актуальные, броские. Холл в загородном особняке по проекту американской звезды Келли Уэстлер запомнится благодаря ярко выраженной геометрии контрастных мраморных полов и потолка в активную полоску. Или ванная комната, созданная британским дизайнером Робином Муто: на стене душевой воспроизведен силуэт небоскреба. Абрис, тонкая, графичная линия сама по себе превращается в орнамент. Если ее продолжить и размножить, получится как раз модный геометричный принт.
Связь узора и архитектуры
«Исходники» этих узоров мы нашли в Нью-Йорке и Чикаго 20-30-х годов ХХ века. Небоскреб – дословно переведенное слово skyscraper, прижившееся в русском языке, очень точно описывает застройку этих городов. Здания в несколько десятков этажей, напоминающие египетские обелиски или античные стелы, стали главным архитектурным достижением десятилетия. Невиданные доселе конструкции сформировали новый городской ландшафт и не только отражали американское стремление к гигантомании, но и символизировали собой власть, капитал, бизнес – краеугольные понятия XX столетия. Эмпайер Стейт Билдинг, Крайслер Билдинг, Барклай-Везье билдинг, Радиатор билдинг в Нью-Йорке, Дейли-ньюз-билдинг и Цивик Опера Билдинг в Чикаго – на этом список не заканчивается.
Архитекторы, работавшие в этом стиле, и, в частности, Луис Салливан, один из крупнейших «застройщиков» Нью-Йорка, смотрели, однако, вглубь веков. Так, за пирамидальной формой и уступчатыми кровлями небоскребов угадываются пирамиды древних ацтеков, и неслучайно искусствоведы называют это явление неоацтекским архаизмом. Знаменитые стальные птицы на фасаде Крайслер Билдинг – те же средневековые горгульи, как в Нотр-Даме, а эффектные барельефы Барклай-Везье билдинг в Нью-Йорке в основе своей имеют кельтские орнаменты. Элементы декора «надерганы» из разных стилей, однако этот эклектичный микс объединяет общая идея: постройка как снаружи, так и внутри должна была оставлять впечатление мощи. Основой орнаментов, какими бы ни были их корни, становится симметрия, четкие линии и прямые углы. Из них составляются узоры разной степени сложности, которые воспроизводятся в декоре стен, потолка, не только в опоясывающих залы фризах, но и во всех дверных порталах, выкладке полов, даже в дизайне вентиляционных решеток.
Две группы орнаментов
Модные орнаменты делятся на две группы. Одни производители напрямую цитируют ар-деко, в точности представляя исторические принты. Такие ткани можно найти у Fabricut, Sophia Drevenstam, есть и аналогичные обои – Blinds Wallpaper, I Need Nice Things.
В них читается геометрия японских кимоно – рисунок в виде концентрических кругов-корон, кстати, что интересно, вдохновленный барашками волн на морской глади, и размноженные греческие пальметты, и раскрашенная «соломка» – техника, которой пользовался знаменитый французский мебельщик эпохи Жак-Эмиль Рульман.
Эти орнаменты идеально вписались бы в аутентичные интерьеры ар-деко, – настолько точно скопирован рисунок. Мы нашли, например, исторические фотографии, как выглядел внутри Крайслер Билдинг, и эскизы, которые архитекторы тех лет предлагали заказчикам.
Другие производители идут по пути стилизации. Они берут узнаваемый мотив, будь то архитектурная деталь или элемент декора, и упрощают его, схематизируют, создавая на его основе нечто новое. Глядя на такой текстиль, с трудом распознаешь шпили и решетки небоскребов, однако это именно они являются эссенцией стиля ар-деко. Сравниваем ткани Fabricut, Kravet, Drape Style, David Hicks и их «прототипы». Мы собрали три сета, как в энциклопедии, иллюстрирующих источники и современные вариации.
Смелые сочетания
Если вы думаете, что с активными геометрическими узорами легко переборщить, взгляните на эту фотографию. Обратите внимание на кадр из фильма «Коко Шанель и Игорь Стравинский» Яна Кунена. Каждая стена в комнате, где находится Шанель, оклеена обоями своего цвета и со своим узором, покрывало – с динамичным черно-белым рисунком, даже изголовье кровати вторит неровным, агрессивным линиям принтов. Интерьер должен передавать смятенное состояние героини. Так и есть, однако до чего же он хорош, смел и свеж!
Каждый желающий добавить подобные узоры в свой интерьер сможет подобрать принт, отвечающий его вкусовым предпочтениям. Выбор велик, надо только уделить поиску некоторое время. Если вы желаете получить сложные сочетания, балансирующие на грани, то советуем не экспериментировать самостоятельно, вдохновившись фотографиями в модных журналах, а обратиться за советом к профессионалам в области дизайна.