В этой профессии женщин не так уж и мало, и, хотя на слуху всего пара фамилий, в советские годы в режиссёрском кресле побывало около восьмидесяти женщин. Многие получили признание и известность, других открыто критиковали и запрещали.
Ольга Преображенская. Актриса, Режиссёр, Сценарист
Одна из первых женщин-режиссёров в нашей стране. Свой дебютный фильм сняла в далеком 1916 году. Это был немой художественный фильм «Барышня-крестьянка», увы, не сохранившийся до наших дней. Картину хвалили, «Кинобюллетень» за 1918 год писал, что повесть Пушкина инсценирована удачно, да и сама съёмка достаточно хорошая.
Через пару лет Преображенская добавила к своему опыту ещё и роль педагога в первой государственной киношколе (ныне ВГИК), где проработала почти десять лет. После чего снова взялась за режиссуру и работала совместно с Иваном Правовым. После двух вполне успешных совместных работ – «Бабы рязанские» и «Последний аттракцион» – режиссёрский дуэт взялся за экранизацию романа Михаила Шолохова «Тихий дон». Современному зрителю смотреть такое сложно в силу жестких идеологических рамок. Однако в 1933 году этот режиссёрский тандем был наиболее кассовым на «Мосфильме» и продолжал выпускать фильмы – «Степан Разин», «Парень из тайги».
На счету режиссёра Ольги Преображенской – тринадцать картин, она – Заслуженный деятель искусств РСФСР с 1935 года.
Искра Бабич. Режиссёр, сценарист
Любимая ученица режиссера Ивана Пырьева за свою режиссёрскую карьеру успела снять четыре полнометражных фильма, и этого с лихвой хватило, чтобы вписать своё имя в историю советского кино.
Неожиданной режиссёрской работой стала картина «Половодье» о деревенской сироте, которая получает звание героини труда с красивым нагрудным орденом. Обычно этим многие советские фильмы заканчиваются, под бодрую мелодию начинают идти титры, но только не в этот раз. Дальше главная героиня почувствовала желание быть любимой и свободной женщиной, что, согласитесь, весьма провокационно и в какой-то степени аморально по меркам советского кино.
История получилась красивая, женская, сразу проявился талант режиссера по-особому раскрывать и показывать женские образы. Большого признания лента не получила, а прежде чем Искра Бабич снова взялась за режиссуру, прошло почти двадцать лет.
Главной её работой считается картина «Мужики!», получившая ряд премий, среди которых – награда Берлинского кинофестиваля. Выйдя в один год с такими хитами, как фильм Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих» и «Влюблён по собственному желанию» Сергея Микаэляна, её история об испытаниях, выпавших на долю советского работяги, покорила зрителя и стала лидером кинопроката 1982 года.
Татьяна Лиознова. Режиссер, Сценарист
Пожалуй, самый любимый режиссёр советского зрителя. Она сняла такие картины, как «Три тополя на Плющихе», «Карнавал» и знаковый сериал «Семнадцать мгновений весны».
В интервью Лиознова признавалась, что её любимая картина – это «Карнавал» – один из первых отечественных мюзиклов с Ириной Муравьевой в главной роли. В истории, где девушка идет к своей цели, постоянно преодолевая препятствия, режиссер видела отражение себя. Её путь к режиссерскому креслу был не таким уж простым: то из ВГИКа пытались отчислить на первом же курсе, то с киностудии увольняли.
Успеху картины завидовал даже Эльдар Рязанов, восхищаясь тем, как тепло зритель встретил этот фильм.
А вот о работе над сериалом «Семнадцать мгновений весны» до сих пор снимают документальные фильмы и телепередачи. Военная драма о советском разведчике имела оглушительный успех, вся страна с замиранием сердца следила за судьбой героев, и особо неусидчивые зрители самых разных званий и чинов названивали режиссеру узнать, что же будет в следующей серии.
Лариса Шепитько. Режиссёр, Сценарист, Актриса
Своими первыми фильмами ученица Довженко сумела добиться международного признания, что, как известно, удавалось далеко не всем советским режиссёрам. Свою первую полнометражную картину «Зной» она снимала в 24 года в непростой обстановке – в азиатских песках и сорокоградусную жару. Молодая девушка показала настоящий характер, снимая дубль за дублем в условиях, которые выдержал бы не каждый мужчина. Картина принесла Шепитько первую славу, а вторая работа «Крылья», вышедшая на экраны в 1966 году, стала одним из самых точных и проникновенных портретов советской женщины.
Главным её фильмом стала картина «Восхождение», на съёмки которого она целых четыре года получала разрешение. История о судьбе двух партизан, оказавшихся в плену у фашистов, чуть не попала под запрет и могла так и не выйти на экраны, но, к счастью, этого не случилось, и картина получила огромное признание. На режиссёра одна за другой посыпались награды международных фестивалей, для кинопроката фильм выкупило почти сорок стран.
Кира Муратова. Режиссер, Сценарист, Актриса, Монтажер
Её по праву называют уникальным режиссёром, снимающим кино «не для всех», стоящее особняком в мире кассовых сборов, рейтингов и наград. Она не вдохновлялась западными постановщиками и и не пыталась снять «антисоветское» кино, просто это была другая картина, об иной жизни.
Критика и пристальное внимание к работам Муратовой начались фактически с первых самостоятельных лент: «Долгие проводы», снятые в 1971 году, прославились скандальной репутацией после того, как советские цензоры сочли неприемлемым противопоставление народа и интеллигенции. Одной из самых значимых работ Муратовой, снятых в советское время, считается картина «Астенический синдром». Настоящая ода депрессии в двух новеллах получила две премии «Ника» и специальный приз жюри Берлинского кинофестиваля.
После фильма «Вечное возвращение» (2012 год) с Ренатой Литвиновой в главной роли (к слову, творческому союзу Муратовой и Литвиновой насчитывалось почти два десятка лет) режиссёр объявила о своем уходе из большого кино. Картина стала красивой точкой в творчестве Киры Муратовой, критики хвалили ленту наперебой.