Ваше сообщение успешно отправлено!

Театральный обзор: Безымянная звезда, театр-студия Табакова

В этом сезоне Московский театр-студия п/р О. Табакова отпраздновал новоселье, открыв вторую сцену на Сухаревской. И половина репертуара благополучно переехала в более просторный зал, вмещающий в разы больше зрителей. В число «счастливчиков» попала и премьера театра – «Безымянная звезда». Выиграл ли от этого сам спектакль – это вопрос спорный. Камерная постановка режиссера А. Марина по декорациям рассчитана на небольшую сцену. Отыграв премьеру в феврале этого года, представление все время шло с непрерывным аншлагом. Но маленький зал на Чистых прудах не мог вместить всех желающих. Поэтому перенос в более просторный зал «сыграл на руку», прежде всего, зрителям, а то не дело смотреть на «звезды» из подвала.

Действие происходит в небольшом Румынском городке. Там никогда ничего не происходило. Главным местом «притяжения» жителей считается вокзал, и тут случилось экстраординарное событие. С экспресса ссаживают девушку. В дорогом платье, с шикарной прической и при этом совершенно без денег. Она увлекает бедного учителя астрономии Мирою, у которого главным смыслом жизни были звезды. Эту пьесу написал румынский писатель М. Себастьян, проживший недолгую и трагическую жизнь. Это, наверное, одно из самых его известных произведений. В разное время пьесу ставили многие театры, но особую популярность она получила после экранизации в 1978 году М. Казаковым, который сам и сыграл там одну из главных ролей – высокомерного Грига, а бедного учителя астрономии Мирою и незнакомку Мону – И. Костолевский и А. Вертинская. И этот фильм вошел в список нашего золотого фонда. Отчасти из-за экранизации на многих спектаклях в дальнейшем был отпечаток этой киноленты. Уж больно запоминающиеся были персонажи фильма.

В «Табакерке» пошли по пути вливания «молодой крови», – главных героев играют не возрастные артисты, а молодежь в лице П. Табакова и А. Чиповской. И это придало всему спектаклю определенный налет драматизма, так как перед нами – не уставшие от жизни или прозябающие люди, а поколение, которое только в начале своего пути, не сильно испорченное и «запачкавшееся» реалиями жизни. Все еще впереди, еще можно мечтать и верить. Оттого будет и гораздо трагичнее происходящее, что в тот период, когда мы должны раскрыться, когда у нас есть шанс еще поменять свой образ жизни и поставить жизнь на «нужные рельсы», мы выбираем тропу по принципу «наименьшего сопротивления». Побоявшись сложностей и бытовых проблем, променяв то ценное чувство, которое нам дано, на свое благополучное существование. И кажется, что одним поступком Мона может разбить сразу две жизни.

Это романтическая история, где астроном – мечтательный и наивный юноша, а не умудренный опытом мужчина, как привыкли мы видеть раньше, – по крайней мере, такой образ демонстрирует нам Павел Табаков, который просто в силу возраста не может его таким сыграть. Анна Чиповская органична в этой роли на все 100%. Она выглядит больше запутавшейся в жизни, чем просто расчетливой. И образ Грига (В. Чепуренко) больше напоминает современного молодого человека, прожигающего жизнь, чем зрелого мужчину, и тем циничнее его поведение. Роль Мадемуазель Куку (А. Лаптева) сделана на грани фарса. Но в тоже время именно ее персонаж отвечал за всю комедийную составляющую спектакля.

В этой постановке не нужно искать схожесть с фильмом. Этот спектакль о другом – он о нашем современном мире, где правят уже совершенно другие ценности, и от роскошной жизни отказаться все сложнее, тем более, когда столько соблазнов. Мона для Мирою так и осталась недосягаемой звездой. Она перевернула его мир, а он ее – так и не смог. Ведь звезду можно увидеть, только если она поменяет свой курс движения, а она этого сделать не может.

Фото: www.tabakov.ru

Культурный обозреватель, архитектор и театровед. Рассказывает о наиболее актуальных событиях Москвы и не только.


Еще статьи этого автора

Образ жизни
Вместо того, чтобы отдохнуть на море, люди приезжают работать!
О роли волонтёров в жизни фестиваля и почему они из года в год возвращаются
Театр
«В каждом перформансе мы будем апеллировать к какому-то древнему обряду гадания»
Художник и режиссер Этель Иошпа о театральной программе «Архстояния-2023»
Театр
5 спектаклей про отношения между мужчиной и женщиной
К чему готовиться, если вы пока не сказали «да»